Очень не люблю прерывать рассказ о путешествии чем-то другим, но тут уникальный случай.
В Москве, в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу, проходит выставка работ великого художника Михаила Нестерова.
Его работы в небольшом количестве есть в Третьяковке, но основные фонды сосредоточены вне Москвы. Например, можно съездить в
музей на родину художника, в Уфу. Честное слово, это было в планах, потому что для меня Нестеров один из главных российских художников, но тут работы собрались и сами приехали в Москву.
Выставка открыта до 16 августа. Подробности о времени работы и экскурсиях
тут.
На выставке представлено много интересных работ. Есть знакомый цикл про Сергия Радонежского. Есть менее известные работы на тему Руси, Грузии. Есть мощные портреты, написанные в первой половине XX века (Какой Павлов! Какая Мухина! В пояснительных записках сказано, что художник брался за портреты лишь в одном случае - если был восхищен силой таланта и личности человека. И это видно в полной мере). Есть росписи и проекты росписей церквей. Есть уголок, где по кругу крутят отличную подборку познавательных фильмов про создание разных картин и про разные этапы творческого пути художника.
И еще хочу поблагодарить тех, кто занимался постановкой системы вентиляции на выставке. Это большая редкость - там свежо и нет такой характерной тяжести, которая часто наваливается в музеях. Возможно, отчасти так влияют картины, но не только. Спасибо.
А вот печальный факт, имеющий интересное социокультурное объяснение: на выставке запрещено фотографировать.
Первую половину посещения я мучилась мыслями о причинах. Ведь фотография - это одна из форм познания. Фотографируя, (некоторые) люди больше понимают. Рассказ о выставке с фотографиями будет убедительнее. Авторские права? Всё уже много раз опубликовано в каталогах, кому помешают робкие снимки, сделанные мыльницами. В какой-то момент я поняла, что вопрос полностью меня захватил, подошла к сотруднику и спросила, из-за чего нельзя снимать. Очень интересное мне ответили.
Каких-то юридических ограничений на съемку в данном случае не существует. А есть такая правдивая история о жизни. Работы Нестерова собраны по нескольким музеям. Они, конечно, являются огромной ценностью. Их категорически нельзя фотографировать со вспышкой, они от этого портятся. При возвращении работ обратно в основные фонды проводится экспертиза, которая показывает, была ли картина повреждена вспышками. Если это подтверждается, на экспонирующую сторону накладываются штрафы и взыскания. В выставочном зале поддерживается яркость освещения равная 60 люменам, это тоже техническое требование, основанное на соображениях сохранности работ. Это не очень ярко. И - последний печальный шаг в рассуждениях. Если разрешить хоть как-то фотографировать, то есть уверенность, что люди будут снимать со вспышкой. Кто-то специально (темно ведь), а кто-то не сумеет отключить и она сработает автоматом. И маховик запустится. Поэтому запрещена любая съемка и об этом написано на каждом углу.
Нужно идти и смотреть своими глазами.
А список всех моих рассказов про Москву находится здесь