В Киеве дудит буржуазия, а в Херсоне рабочие заняли завод

Feb 10, 2009 10:00


Киев. После двух дней стараний 5 февраля компания Юрия Романенко таки смогла “достать” парламент, создав автомобильную пробку перед его зданием и заставив депутатов пройти несколько сотен метров до рабочего места пешком. Владельцы автомобилей дудели и гудели, требуя, прежде всего, снизить ставки транспортного сбора, поднятого правительством. В тот же день у автовладельцев появился адвокат от Партии регионов в лице Инны Богословской, гневно обличавший правительство и повышение налога на автомобиль в 3 раза, а для очень новых иномарок с большим двигателем в 7 раз, что она назвала “космическим” повышением. Как всегда “объективная” Богословская всё же забыла сказать, что реально новый налог с автомобиля будет составлять…всего 30 грн. вместо 10 грн., и максимум - 70 гривен для очень “крутых”.

Повышение тоже в 3 раза платы за жильё в Киеве Леонидом Черновецким - “другом семьи” регионалов, - в результате которого за квартиру придется платить вместо 300 грн. аж 900 гривен, у борющейся за права народа Богословской почему-то негодования не вызывает.

“Богословку” можно понять - в автомобилях сидят и дудят свои люди, в чем-то даже коллеги. Последние 17 лет они занимались тем, что скупали для олигархов Украину. Если бы Ринат Ахметов лично толкался бы целыми днями в приемных местных чиновников, уговаривая их что-нибудь продать из госимущества, сам бы брал всевозможные справки и разрешения, то его ныне грандиозная империя никогда бы не превысила трёх киосков, и времени на продвижение украинского футбола у него бы не осталось. Всю эту грязную работу делали люди, дудящие ныне в Киеве. Разумеется, не бесплатно, за что и купили машины, квартиры, коттеджи за городом и даже получили в управление мелкие фирмы.

После таких праведных трудов эти бывшие советские инженеры и свежеиспеченные украинские юристы решили, что жизнь наладилась: есть все признаки материального благополучия, деньги в банке, социальный статус, наработанный на решении вопросов и главное, - “крыша” - бизнесовая и политическая. И начали наслаждаться жизнью, давя колесами своих джипов всё, что под них попадет, пренебрежительно глядя на работяг и чиновников, цену которым они хорошо знают. Их даже стали льстиво называть средним классом.

Но их безоблачный отдых на морях прервали несколько обстоятельств. Госимущество оказалась не резиновым и почти закончилось. Столько агентов влияния олигархам уже не нужно. Дела у самих олигархов усложнились и запутались из-за политики и кризиса. Мелкие и посреднические фирмы валятся, - сменялись правила игры на рынке. Банки оказались не добрыми самаритянами, раздающими кредиты направо и налево, а нормальными капиталистическими бандитами со своими коллекторами, которых раньше в рекламе не показывали.

Всё! Мифический средний класс “спёкся” быстрее, чем за 3 месяца, и ныне отправлен дудеть и революционерствовать на улицу. Помнится, в 1973 году в Чили тоже были акции протеса домохозяек против правительства социалистов Сальвадора Альенде, участницы которых стучали ложками по кастрюлям, показывая, что те пусты и есть им, беднягам, нечего. Впрочем, ужинать они предпочитали в ресторанах, а о пользовании кастрюлей имели весьма смутное представление.

Херсон. Пока сто сытых буржуев в Киеве дудит из-за 40 гривен добавленного налога, 1,5 тыс. рабочих Херсонского машиностроительного завода, не видевшие зарплату с сентября прошлого года, заняли 3 января предприятие. Остатки администрации с исполняющей обязанности директора Тамилой Пугачёвой сбежали в Белую Церковь, откуда владельцы завода Виктор Пинчук и Александр Олейник подали в прокуратуру иск о рейдерском захвате завода “неизвестными в масках”. Похоже, подмена понятий стала повальной болезнью власть имущих, а не одного Черновецкого.

Советское название завода - Херсонский комбайновый завод. Как и большинство предприятий, он сначала был превращен в открытое акционерное общество “Херсонские комбайны”, управляла которым компания “Украгромашинвест”, 50,08% акций которой принадлежало государству, а остальные 49,92% акций поровну делили между собой Виктор Пинчук и Сергей Харовский. В 2004 г. между ними возник конфликт, Харовский захватил почти 60% акций предприятия за счет доли государства, чем обидел Пинчука. В ответ Пинчук через подконтрольные ему днепропетровскую “Фирму “Стройкомплект” и корпорацию “Интерпайп” организовал в 2005 г. банкротство “Херсонских комбайнов”. В результате этой акции имущество завода к концу 2006 г. отошло к ООО “Херсонский машиностроительный завод”, который принадлежал Пинчуку, но существовал в основном в виде офиса.

Конкуренты с таким развитием событий не смирились и атакуют Пинчука через прокуратуру. Параллельно прокуратура в 2007 г. вновь возбудила дело о банкротстве в связи с задолженностью завода Пенсионному фонду. Похоже, что Пинчуку эта борьба надоела и летом 2007 г. он уступил предположительно половину своих акций Александру Олейникову, бизнесмену из Белой Церкви, владеющему родственным предприятием “Белоцерковсельмаш”, занятому выпуском прицепных комбайнов. К Олейникову отошло и оперативное управление заводом, который теперь, находясь в Херсоне, получил белоцерковскую “прописку”.

Всё это время завод работал и даже осваивал выпуск новых видов сельхозтехники, в том числе и для уборки ныне модного рапса. Ближайший его серьезный конкурент на этом рынке завод “Ростсельмаш” находится в России, в Ростове-на-Дону. В 2008 г. с ним были установлены партнерские отношения, а пакет заказов на будущее у “Херсонского машиностроительного завода” имелся, и его администрация строила грандиозные планы. Но в конце лета что-то “перещелкнуло”: зарплату перестали платить, а завод влез в долги по электроэнергии и налогам. Наиболее вероятно, что это связано с борьбой конкурентов за владение предприятием. Во всяком случае, ныне представители Олейникова и Пинчука заявляют, что завод им не интересен, и что продолжать на нем производство они не намерены. Оборудование и продукция частично вывезены в Белую Церковь.

Фактически владельцы бросили предприятие на произвол судьбы, задолжав 1,5 тысяче его работников около 5 млн. гривен по зарплате. Городская служба охраны труда ещё в конце 2008 г. провела проверку предприятия и по факту невыплаты зарплаты передала дело в прокуратуру. Как обычно, прокуратура занялась этим явным преступлением лишь после того, как рабочие захватили завод. Но надежд на неё мало. Практика показывает, такие дела обычно заканчиваются ничем. Прокуратура фиксирует банкротство предприятия, как юридического лица, и констатирует, что долги оно отдать не может. После этого следует долговая амнистия - владельцы предприятия прощают всех, кому должны.

В этой ситуации людям, работавшим с октября, как теперь оказалось бесплатно, ничего другого не осталось, как взять брошенный завод, что называется, в свои руки.

Администрация успела даже снять табличку с завода, и теперь его коллектив водрузил на него свою табличку с надписью “Херсонский государственный машиностроительный завод имени Григория Петровского”. Тем самым выбранный Совет трудового коллектива национализировал брошенное предприятие и взял его в свое управление. Бывших собственников просят не беспокоится. Правительству остается лишь признать факт смены собственника завода и передаче его в государственную собственность, о чем документы уже направлены в Министерство промышленной политики не только коллективом предприятия, но и администрацией г. Херсона. Губернатор Херсонской области Борис Силенков уже заявил о поддержке действий рабочих, попросив их максимально соблюдать порядок юридического оформления такой процедуры. Одно из требований работников завода - сохранение за ними контроля над деятельностью его администрации и после национализации предприятия. Как государственные предприятия легко становятся частными - они знают не понаслышке.

Работники “Херсонского машиностроительного завода” считают, что они не должны расплачиваться за ошибки и конкурентную борьбу собственников и властей, и видят в своих действиях оптимальный способ прекратить сокращения, задержку зарплат и другие “прелести” кризиса. Поскольку кризис - явление глобальное, они обратились к работникам Львовского автозавода и других предприятий Украины поступить также. Тема возврата предприятий в собственность государства и трудовых коллективов без компенсации владельцам сейчас активно обсуждается в Херсоне.

Похоже, что в Херсоне более энергично и продумано ищут выход из кризиса, чем в швейцарском Давосе, и настоящую революцию сейчас делают именно здесь, а не дудя в Киеве. Не являются ли события в Херсоне сигналом правительству Юлии Тимошенко, что пора уже вернуться к заявленной ею в 2005 г. идее реприватизации или, иными словами, заставить олигархов и их помощников заплатить по счетам и вернуть украденное? Как и следовало ожидать, уже проснулся главный коммунист Украины Петр Симоненко и послал отеческое благословение в Херсон.

Сергей КЛИМОВСКИЙ

Украина, Херсонский машиностроительный завод, борьба, капитализм, рабочее движение

Previous post Next post
Up