Где деформация?
«Протест - это когда я заявляю: то-то и то-то меня не устраивает. Сопротивление - это когда я делаю так, чтобы то, что меня не устраивает, прекратило существование. Протест - это когда я заявляю: всё, я в этом больше не участвую. Сопротивление - это когда я делаю так, чтобы и все остальные тоже в этом не участвовали».
(Из выступления американского борца против войны во Вьетнаме на конференции в Западном Берлине, 1968 г.)
Капитализм охватывает все сферы жизни общества и подчиняет себе волю человека, его интересы и потребности. Без общества, безусловно, человек ничего этого не имеет, но вопрос состоит в том, какая общественная система правит в данный исторический момент. И подчинение человека системе особенно заметно в молодом возрасте, когда человек только встаёт на ноги, формирует своё мировоззрение и мироощущение. Вот тут-то и начинают ему встречаться все «прелести» капиталистического мира. И для большинства они так и остаются в красивой обертке, а некоторые всё же пробуют конфетку на вкус, и оказывается она совсем не сладкой, а весьма неприятной да ещё с привкусом крови... Крови всех тех, кто боролся с системой, но не устоял, крови тех, кто даже не может бороться, а просто умирает от голода или болезней... В общем, со вкусом крови всех угнетённых людей. И молодой человек начинает понимать, что сам находится под капиталистической машиной, только в немного другом виде...
С самого поступления в школу (может, даже в садик), т.е. уже с непосредственного погружения в социум, человек начинает чувствовать себя товаром, который надо повыгоднее продать на рынке. С самого начала нам вдалбливают, что надо быть конкурентоспособными, подстраиваться под жизненную ситуацию, уметь представить себя в выгодном свете, устранять конкурентов... и прочие глупости. И что меня очень поражает, нам говорят это учителя, которые строят из себя отъявленных моралистов... Да это антигуманно! Это законы безликого мира, собачьей стаи. В результате такого вдалбливания молодой человек перестает ощущать себя активным деятелем, носителем человеческих сил и способностей. В этой борьбе за выгодное местечко под солнцем он теряет ощущение себя как индивидуальности, теряет желание делать что-то для своего полноценного развития.
В результате такого общественного воспитания подрастающего поколения растут совершенно безыдейные люди. Нет, конечно, одна идея у них есть, пожалуй, даже идейка - это стремление к деньгам, к наживе. Это нам хорошо прививают с ранних лет. «Катечка, если сделаешь уроки, дам тебе денег», «Вы должны хорошо учиться, чтобы получить высокооплачиваемую должность»... и прочий бред. А как же самообразование, как же тяга к новым знаниям, стремление к развитию у себя новых способностей?! Не для школы, не для родителей, не для сдачи экзамена, а для себя! Получается, мы сами себе действительно не нужны. Ведь главное стремление человека - это стремление к постоянному развитию своих сущностных сил, к самосовершенствованию. А большинство людей останавливаются на определённом этапе развития, чаще всего, когда получают работу, и больше им ничего не нужно, они становятся безликими машинами, выполняющими однообразный и бездумных труд.
В процессе социализации человек становится простым обывателем - чтобы не только продать себя подороже, но и выкупить из общества ещё дороже. Для этого он покупает дорогие, но совершенно ненужные вещи, которые будут всем показывать его социальный статус, доставлять ему удовольствие. Нам навязывают эти глупые идеи о том, что чем дороже, тем лучше. «Мерилом» удовольствий является вовсе не истинная ценность, а рыночная цена. И если подумать, то что сейчас современная молодёжь считает за истинное удовольствие? Ведь, конечно, гораздо интересней сходить потусоваться в ночной клуб, чем посетить театр; интересней посмотреть сериал «Секс в большом городе», чем фильм про Кубинскую революцию; намного увлекательней сходить на футбольный матч, напиться и побить кого-нибудь, чем записаться в футбольную команду; намного полезней прочитать книгу «Как выйти замуж за миллионера», чем стихи Пушкина и Лермонтова. Всё это для современной молодёжи, да и для всего общества, вполне приемлемо. Мы заменяем истинно интересные вещи глупыми, мотивируя это тем, что «бывают моменты, когда не хочется думать, а просто отдохнуть». Да это совсем не отдых, а прямая деградация! И все, кто так считает, - извините, но вы просто овощи. Ведь человека и отличает от всего живого именно то, что он может мыслить и менять мир, а не только потреблять то, что не удовлетворяет реальных потребностей человека как творца и господина созданного им мира. В такой ситуации он ощущает себя лишь слугой.
И все это потребительство воспитывают в каждом молодом поколении людей. И отношения между нами в нашей среде со временем, с взрослением, всё больше начинают походить на отношения во всем капиталистическом мире, ведь дети и подростки всегда пытаются моделировать отношения взрослых, сознательно ли или не сознательно. Отношения современной молодёжи, как и отношения современных людей в целом, как сказал Фромм, это «отношения двух абстракций, двух живых машин, использующих друг друга». Общественные отношения стали в большинстве своём пустыми: часто присутствует напускное дружелюбие, многие выбирают себе друзей по социальному статусу, по материальному положению или за какие-то умения, которые можно выгодно использовать. И не надо думать, что именно у вас всё совсем по-другому, что у вас не так! У каждого были подобные ситуации, но у многих они со временем вошли в привычку, с возрастом все больше становящиеся печальной реальностью. Но разве вам самим хочется общаться с людьми, под напускной дружелюбностью которых скрывается простая нажива, выгода, которую они хотят получить от общения с вами - от секса до удачного трудоустройства, от помощи по освоению компьютера до... всего, что возможно в этом мире. И это вполне нормально, что к 20-летнему возрасту множество людей начинает выбирать друзей или из-за сильной симпатии или из-за той или иной выгоды.
Вы трубите о низкой культурности молодёжи, но не забывайте, что воспитали её именно вы, вернее, та общественная капиталистическая система потребления, которую вы не хотите менять; вы осуждаете девушек, которые продают свое тело, забывая о том, что сами продаёте свою душу за деньги противному начальнику, богатому мужу или ухажеру; вы осуждаете нас за то, что мы плохо учимся, а вспомните, когда вы в последний раз прочитали хорошую книгу?! Вы корите нас за то, что мы пробуем сигареты, спиртное и наркотики, и через 5 минут идете курить на кухню. Разве это не глупо?
Но в то же время, вы, «взрослое» поколение, смотрите дикими глазами на то, что кто-то из нас пытается изменить мир, бунтует, хоть пока и в малых масштабах и, не имея определенной идеи, выступает против этого прогнившего общества, пока не имея за собой сторонников и идейных вдохновителей, и это кажется глупым. Но вы не даёте этому протесту вырасти в осознанное и проработанное сопротивление капиталистической общественной системе, душите в самом корне и дальше живёте, не замечая насущных проблем, уставясь в экран телевизора, дальше делаете из молодёжи бездушные машины, цель жизни которых весьма однообразны и смешны: школа - институт - работа - семья - телевизор - работа - семья - телевизор - работа... Иногда эта цепочка имеет незначительные дополнения, а в понятие «телевизор» вкладываются все игрушечные и глупые развлечения.
Лена К.