Книга Марка Кеддона и развивающие уроки программирования для детей с аутизмом и нарушениями зрения

Dec 13, 2009 22:36


Эти мысли возникли после прочтения замечательной книги Марка Кеддона «Загадочное ночное убийство собаки» Благодаря автору, книги удалось, познакомится с необычным внутренним миром мальчика, страдающего аутизмом. По заданию учительницы jy пишет историю своего расследования убийства соседской собаки. Знакомясь с расследованием, мы постепенно проникаемся проблемами и трудностями больного мальчика, вызванными не только болезнью и сложными семейными обстоятельствами. Большая часть проблем Кристофера Буна (так звали героя книги) возникает из-за того, что люди не понимают
его. Они не могут себе представить, что странный мальчик, который учится в школе для умственно отсталых детей, избегает общения с другими людьми может стать великим математиком, физиком или программистом, если создать ему соответствующие условия, принять и простить его чудачества. Все -таки в жизни Кристофера встречается много добрых и понимающих людей, благодаря которым ему удается впервые в истории своей школы успешно сдать экзамен по математике на категорию «А». Я с трудом представляю, что такое в Европе экзамен на категорию «А». Однако, судя по всему, сдача этого экзамена открывает перед Кристофером путь к высшему математическому образованию, к профессии, которая поможет ему самостоятельно выжить в этом мире.

Трудно себе представить, что в российских или украинских школах для детей с психическими отклонениями будут уделять внимание детям, имеющим математические или иные способности. У нас психические отклонения - это синоним умственной отсталости, большинство педагогов подобных учебных заведений мечтают лишь о том, чтобы их воспитанники хотя бы частично освоили урезанную школьную программу. А между тем многие выдающиеся ученые страдали психическими расстройствами, в том числе и аутизмом. К аутистам причисляли Ньютона, Эйнштейна, Дарвина, Больцмана, Планка, Менделеева, Карно, Эренфеста, Шредингера и многих других. Всматриваясь в непослушных, странных детей мы переживаем за их будущее, сочувствуем их родителям. Быть может, все покажется не таким ужасным, когда познакомимся с жизнью детей, которые повзрослев стали знаменитыми. Для примера возьмем Эйнштейна. На сайте autist-ru рассказывают.

Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу.

Авторы статьи «Аутисты - гении» размышляя о природе гениальности, людей страдающих аутизмом предполагают, что Эйнштейн и Ньютон сделали свои открытия не благодаря развитому логическому мышлению. По мнению автора, статьи гениальные открытия не логичны с точки зрения человеческой логики. Они не понятны здравому смыслу и не поддаются логическим доказательствам. Сами по себе нелогичные высказывания аутичных детей не могут сразу стать гениальными. Обычно это результат огромной работы по накоплению знаний, по развитию и тренировке мышления. Специальная школа вряд ли может развить способности аутичных детей. Вся надежда на дополнительные занятия, поддержку родителей и стихийное саморазвитие самих учеников.

Пример подобного саморазвития мы видим в книге Марка Кеддона. Стремления к занятиям математикой у Кристофера возникают на бессознательном уровне из-за того что математика его успокаивает, придает уверенность в своих силах. В стройном и логичном математическом мире Кристофер чувствует себя более защищенным, чем в переменчивом противоречивом мире человеческих отношений, где нет правил и аксиом, знание которых может помочь в трудную минуту. Кроме матемвтики островком упорядоченности и логичности в мире хаоса для Кристофера могло бы стать занятие программирования. Если б в его окружении были люди, давшие начальные знания то не исключено, что Кристофер научился б быстро конструировать компьютерные миры, в которых все было по правилам, по его правилам. Пускай эти миры не будут окрашены в ненавистные для Кристофера желтый и коричневый цвет, пускай там будут избегать общения с незнакомыми людьми и местами, пускай там все покажется нам странным и непривычным... Однако в процессе конструирования уютных для себя миров ребенок получит знания и навыки по программированию, которые помогут реализовать его способности, возможно станут основой его будущей профессии. Думаю, что программирование для аутичных детей с неярко выраженными математическими способностями может стать одним из основных занятий в их взрослом будущем. Тем более, что профессия программиста становится все более востребованной в мире постоянно развивающихся компьютерных технологий. Несомненно, что радость от самых простых компьютерных программ составленных самостоятельно будет иметь огромный терапевтический эффект, который еще предстоит оценить родителям и врачам.

Не менее важную роль программирование и знание компьютерных технологий играют в жизни современного незрячего ребенка. Не буду углубляться в детали многочисленных компьютерных технологий заменяющих незрячим зрение при чтении книг, ориентирование, работе и учебе. Общее свойство всех полезных для незрячих технологий то, что они применимы к ограниченному количеству объектов устройств. Обычно для того, чтобы увеличить количество доступных для незрячих объектов, нужно писать новые компьютерные программы или скрипты. При этом, конечно нельзя обойтись без знания программирования. Для незрячего ребенка умение писать программы это один из способов самостоятельного преодоления слепоты. В принципе незрячие могут создать какую угодно программу не связанную с обработкой графики видео. Главное, научить их пользоваться без зрения средствами разработки компьютерных программ.

Научиться писать программы можно самостоятельно с помощью книг и учебных пособий. При этом главное, выполнять как можно больше практических заданий. Ведь программирование это практическая, а не теоретическая дисциплина. При самостоятельном изучении важна помощь родных и близких, которые должны изучать программирование одновременно с детьми. Неудача моих прошлых учебных проектов в ЖЖ происходила, возможно, потому, что к ним не подключились родители. Можно посещать различные кружки и факультативы по программированию. Однако, мне пока неизвестны школы и внешкольные учреждения, где могут изучать программирование дети-инвалиды.

Я также готов вести индивидуальные занятия по программированию с помощью Скайпа и других средств связи. Думаю, что такие занятия возможны для детей, начиная с 10-12 лет, имеющих элементарные знания по компьютеру и математике. В основу учебного курса предполагаю включить языки программирования Turbo Pascal и Delphi . Для незрячих детей будут использоваться частично озвученные среды разработки и проекты связанные с написанием говорящих программ. Индивидуальные занятия проводятся на платной основе до тех пор, пока не найдется организация, желающая финансировать работу с детьми-инвалидами

По частным вопросам индивидуального обучения программирования и компьютерных технологий со мной можно связаться по электронной почте dobro_komp@mail.ru

Эйнштейн, аутизм, уроки программирования, добрая книга, Марк Кеддон

Previous post Next post
Up