Глас колокола

Apr 30, 2008 03:35


"Семь антифонов к Магнификату" (Sieben Magnificat-Antiphonen) Арво Пярта (1988). Получается, в то время, как я катался по Новосибирскам, Красноярскам и Миассам на разные летние математические и программерские мероприятия, Арефа сочинил вот это. А потом я двадцать лет живу и не знаю. Ну пусть, время никогда не проходит просто так. Оно, помимо прочего, готовит к восприятию, воспитывает душу. И теперь я услышал, и вовремя. Творчество Лизы Жеррард не зря слушал.

Особенно потрясли распевы первый и седьмой, последний.

Первый антифон ("О, Мудрость, и Слово Божие, и Сила!..") в ля мажоре, с чередующимися то субдоминантовой, то доминантовой окраской музыкальной ткани, нежно окружающими тоническое развернутое трезвучие - это же пение и колокольный звон сразу! Пяртовские тинтиннабули в чистом виде. А финальные слова гимна "О Weisheit..." - тающий звон колоколов вдали. Очищает мощно и настраивает. Очень даже искреннее обращение к Мудрости...

Последний антифон ("Явись, Иммануил, Царь наш и Учитель...") в том же ля мажоре, - из трех частей. В первой части хор поднимается все выше и выше, через увеличенные формы, секунды и малые терции переступая по ступенькам вверх. И перед самой второй частью - в наивысшем неустойчивом напряжении, и в динамике тоже  - и только при втором прослушивании, не при первом - мы слышим и ждем! готовящуюся тонику, причем одно и то же созвучие несет и субдоминантовую (подготовительную), и доминантовую (разрешающую) окраску - и следом за ним через непродолжительную, но мучительную паузу - следует такой ля мажор! Верхний ля мажор, секстаккордовый, утверждающий, пронзающий насквозь. Это вторая часть, стих поется вторично, и уже слышно в нем эхо первого антифона. Третья часть поется гармонически очень похоже на первый антифон, только бас-профундо оттягивает низ в субдоминанте до ре большой октавы, чем создает особый, мягкий колорит. А сопрано сверху на квинте одновременно с профундо звенит колокольчиком. Вот эффект! Ритм такой, как будто и правда на звоннице бьют в колокола, мерно, постепенно удаляясь, успокаиваясь... Вариатура распева впечатляет - три с половиной октавы! Далеко не всякому хору это по зубам, да не о том речь...

Все антифоны интересны, удивителен антифон пятый "О Morgenstern", однако все не напишешь.

Я немного знал немецкий язык, в университете даже начинал думать на нем и чувствовать его внутреннюю мелодику и красоту... Всегда удивлялся расхожему мнению, что язык этот резок и словно создан для командования. После "семи антифонов", если мне кто скажет, что немецкий язык грубый и лающий, я даже не рассмеюсь в лицо, а усмехнусь и отмолчусь в тряпочку.
Забавно, что приготовили меня к восприятию этого произведения Пярта (пусть кое-что другое раньше слышал) в марте в МГК на концерте Семенова, посвященном творчеству Дитриха Букстехуде. В числе прочего там исполнялись совершенно изумительные его кантаты, и одна на немецком языке, я даже понял ее, слушая в центре зала, - в ней пара признавалась друг другу в любви, это было прекрасно. И было после концерта интуитивное предчувствие продолжения. Вот оно, продолжение!

Сердечно благодарю
elga74 :-))

музыка

Previous post Next post
Up