Оригинал взят у
9_terik в
Nightfall, или "Мир осажденных крепостей" Недавно в журнале Русский Репортёр встретил интересную статью
"Мир после Крыма", в которой описаны альтернативные варианты развития глобальных процессов. Статья написана в марте. Сейчас, на пороге 2015 года видно, что из возможных вариантов, события развиваются по сценарию "Мир осажденных крепостей". Это - глобальный тренд. Однако, в его рамках, есть существенные вариации, не рассмотренные в статье. Так, в ней предполагалось развитие событий на Донбасе по крымскому сценарию. (Что неизбежно вело к мгновенному краху России, и чего так алкал Стрелков & Ko.) Но развитие событий на Донбасе удалось направить по
Преднистровскому сценарию. (Для того, чтобы понять как это было сделано рекомендую прочитать статью
"Срыв плана Б".) Это даёт возможности сохранить приемлемые отношения с Европой. (При условии того, что после того, как летом на Донбасе была выиграна война, сейчас будет выигран мир.) Кроме того, ход развития процессов будет в существенной степени определяться тем, какой выбор сделают Китай, Индия и страны Латинской Америки.
Какую стратегию сегодня осуществляют Россия и США? На что делаем ставку мы, а на что - они?
На что направлена сегодняшняя политика России, как она осуществляется? Ставка делается на минимизацию издержек сценария "Мира осаждённых крепостей". Цель - стабилизоровать существующую ситуацию. Удержать мир от падения в зону действия тайны беззакония. На мой взгляд, это - один из самых сильных аргументов, используемых сегодня при проведении Российской внешней политики. Сравнимый по силе с тем, с помощью которого Ленин смог спасти Россию столетие назад:
Проблема Ленина.Ленин построил государство из ничего. Или, точнее, из той пыли, в которую превратил государство поздний царизм и, главное, февральские импотенты. Ленин строил заново государство в условиях абсолютной неопределенности. <...> К услугам Ленина была только государственная немощь. Немощь - почти абсолютная. Чем компенсировал ее Ленин? Идеологической накаленной новизной. Советская Россия при Ленине была аутсайдером во всем, что касалось доминирования, но она была очевидным и непререкаемым смысловым лидером. Это лидерство пугало доминирующие державы, истерзанные Первой мировой войной. Они реально боялись всемирной коммунистической революции. Ленин, держа в руках факел этой революции, предложил доминирующим державам, правящим западным элитам альтернативу: или он кинет этот факел в их пороховой погреб, или они согласятся признать право новой России на жизнь. Пугая эти державы Троцким (для чего он и был нужен Ленину), Ленин вырвал Россию из лап духовной, политической, культурной и иной смерти. И дал ей новую жизнь. Он отстоял Россию.
Что было, если бы Россия тогда была уничтожена? Из мира ушёл бы Смысл, и Запад (Европа - точно), был бы в историческом смысле обречён. Об этой обречённости написал Александр Блок в своей поэме "Скифы".
О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
<...>
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
<...>
Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
О благости этого нового смысла, о его необходимости для Мира, блестяще написал Максимилиан Волошин, между прочим, очень сложно относившийся к красным:
Не нам ли суждено изжить
Последние судьбы Европы,
Чтобы собой предотвратить
Ее погибельные тропы.
Пусть бунт наш - бред, пусть дом наш пуст,
Пусть боль от наших ран не наша.
Но да не минет эта чаша
Чужих страданий наших уст.
И если встали между нами
Все бреды будущих времен -
Мы все же грезим русский сон
Под чуждыми нам именами.
Тончайшей изо всех зараз,
Мечтой врачует мир Россия -
Ты, погибавшая не раз
И воскресавшая стихия.
Проиллюстрировать эту идею, об использовании морального, мессианского компонента в геополитике, можно недавней статьёй в авторитетном китайском издании Global Times под названием:
Китай не будет заниматься грабежом во время пожара. Не нужно заблуждаться, что если Путин уйдет, то можно будет вернуть территории.Необходимо подчеркнуть, если наши рядовые соотечественники пренебрегают китайско-российскими отношениям, то нужно знать, что это идет от их ограниченного кругозора. Китай уже начинает испытывать серьезное давление со стороны США. Китай и Россия являются друг для друга ценными стратегическими партнерами. И если кто-то говорит, что Китай должен пожертвовать связями с Россией и примкнуть к США, то это уже не просто ограниченность кругозора. Есть простая вещь, если отношения Китая и России разрушатся, то Китаю одному придется принять на себя давление. Добрые, но без альянса, китайско-российские отношения играют роль стабилизатора китайско-американских отношений. И Китай ни в коем случае не будет «заниматься грабежом во время пожара».
На что делают ставку США? Обзор докладов американских спецслужб и фабрик мысли, например доклад US Army College Quarterly "Управление конфликтами и миростроительство (миротворчество): опоры новой американской большой стратегии", позволяет утверждать, что США делают ставку на весьма специфические сценарии развития ситуации. В этих работах подробно рассматривается сценарий "Nightfall" и обсуждается стратегия американского доминирования в нём. Вот некоторые столпы, на которых США планируют держать своё господство:
- конец табу на фактическом использовании ядерного оружия;
- революционные изменения в технологии;
- уязвимость информационных технологий, ориентированных на инфраструктуру;
- неопределенности в восстановлении экономического роста;
- управление [осуществляемое США] доступом к жизненно важным, а порой и скудным природным ресурсам.
В результате осуществления этого сценария - мир с очень жестко выраженным ядром, в котором почти исчезает промежуточный слой и остается глубоко отсталая периферия, где царит «тьма внешняя и скрежет зубов». Методы организации такой ситуации и принципы её поддержания подробно описаны в серии статей Ю.В. Бялого
"Обновленный концепт американского доминирования: подавление через вовлечение". О том, как уже сейчас ломают перегородки между отсеками с "третьим классом" и "вторым классом" существующего мироустройства - смотрите статью
"Сближение с врагом или зачем США внезапно полюбили «Изгоев»".
Сравните сложившуюся ситуацию и планы США по доминированию в ней со словами Апостола Павла:
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения».
-------------------------------
Мир после Крыма
http://expert.ru/russian_reporter/2014/11/mir-posle-kryima/20.03.2014
На наших глазах творится история. Это и страшно, и увлекательно. Очевидно, что после крымских событий мир уже не будет прежним. Беспрецедентными действиями Россия принуждает Запад к решению - принять ее в клуб развитых держав на равных или окончательно оттолкнуть от себя, и тогда наша страна постарается выстоять сама. «РР» попытался разобраться, какой может быть новая мировая конфигурация. <...> Западу, прежде всего Европе, предлагается решить, берет ли он с собой Россию или окончательно отторгает. Но в таком случае Москва будет стоять до последнего - и это тоже смысл, хорошо известный нашей истории. <...>
Россия решила поменять мир. Россия очень рискует.
Сценарий № 4. Мир «осажденных крепостей»
События
Россия присоединяет Крым, после чего сталкивается не только с жесткими санкциями со стороны стран Запада, но и с тем, что Китай, торговля которого на самом деле в огромной степени ориентирована на западные страны (в 2013 году доля ЕС в китайском экспорте составила 17,9%, США - 17,2%, России - 1,9%), только разведет руками. Страна окажется в международной изоляции. Система санкций будет разворачиваться постепенно, но неуклонно, начиная с арестов счетов отдельных чиновников и бизнесменов, заканчивая - через несколько лет - отказом от импорта российских энергоносителей.
Украина занимает самую жесткую позицию на переговорах по обеспечению Крыма водой и электроэнергией, в результате чего на полуострове начинаются серьезные перебои с их поставками. На востоке Украины происходит несколько крупных пророссийских выступлений, которые Москва поддерживает по крымскому сценарию. Дело доходит до вооруженного конфликта, в результате которого украинская армия при поддержке сил НАТО с трудом, но оттесняет российские войска. Крым остается под контролем России, но оказывается для нашей экономики тяжелейшей ношей.
Чтобы лишить Москву последних остатков былого влияния, могут подвергнуть ревизии даже базовые международные институты. Джон Ю, занимавший в администрации Джорджа Буша-младшего пост юрисконсульта, видит решение в исключении России из Совбеза ООН. Но для этого потребовалось бы изменить Устав ООН, что не под силу даже США. Поэтому бывший чиновник Белого дома советует американцам, а также их европейским и азиатским союзникам коллективно выйти из состава организации и создать новую, которая перестала бы подчиняться решениям Объединенных Наций.
Философия
Была давно изложена классиком:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
<…>
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Пушкин А.С. «Клеветникам России»
Геополитика
Это мир с очень жестко выраженным ядром, по терминологии Валлерстайна, в котором почти исчезает промежуточный слой и остается глубоко отсталая периферия, где царит «тьма внешняя и скрежет зубов». Идеология стран-изгоев построена на идее «осажденной крепости», хотя на самом деле крепостную стену от всего остального мира строит именно Запад. Получается своеобразный геополитический киберпанк, только не в отдаленном будущем, а уже через пару-тройку десятилетий. Герой нового мира - Ариэль Шарон, предложивший палестинцам самим решать свои проблемы, а Израилю отгородиться от них стеной, причем даже не символической, а вполне реальной.
В то же время, поскольку вхождение в первый мир станет окончательно невозможным и западные институциональные образцы поблекнут, за его пределами высвободится гигантская креативная политическая энергия. Любая большая страна, которая сможет предложить эффективный вариант развития или хотя бы стабильного выживания за «стеной», сможет претендовать на лидирующие роли. Правда, амбиции ее будут резко ограничены внимательным взглядом и жесткой рукой мировых лидеров, рассматривающих любой подъем внешней силы как угрозу.
Политэкономия
В этом сценарии весь остальной мир будет служить лишь площадкой для ограбления его «цивилизованной» частью. Бомбежки, военные операции, «гуманитарные» войны и т. д. станут буднями.
Точки слабости
Мир «геополитического киберпанка» устроен так, что не нужно даже придумывать никаких антиутопий. Очевидно, например, что для сохранения хоть какой-то государственности в условиях изоляции и постоянной борьбы за место под солнцем в большинстве «осажденных крепостей» установятся жесткие авторитарные режимы. Однако этот мир не будет существовать вечно. Самая большая интрига - место Китая, который окажется как бы в полупозиции: слишком крупен и чужд, чтобы присоединиться к ядру, но слишком развит, чтобы остаться за его пределами. Если прогнозы о скором большом кризисе китайской экономики не оправдаются, он вполне может стать лидером периферии, и тогда мы возвращаемся к сценарию № 3. Еще одна потенциальная угроза: стремясь к лучшей жизни, мир за «стеной» будет нещадно эксплуатировать собственные ресурсы. Если это приведет к экологической катастрофе, то коснется она всех. Если, конечно, не успеют построить космические райские станции из голливудских блокбастеров.