Данная работа является результатом пятилетней исследовательской работы в области арменистики и истории Византии. При наличии в России научной школы византинистов, публикации, освещающие историю и культуру «Ромейской империи», хотя и носят в основном академический характер и предназначены, как правило, для историков, культурологов и профессионалов-гуманитариев, тем не менее, мы не встречаем исследований, уделяющих внимание политическому, экономическому и культурному значению деятельности армян в Византийской империи с IV-XV века. При этом оставалась невыясненной важная основа для понимания прошлого Восточной Римской империи, которая своим могуществом и величием, а также поразительными достижениями в области художественного творчества в значительной мере обязана армянам.
Исторической науке уже давно известны факты, свидетельствующие о великом прошлом армянского народа и его огромной роли в истории не только Византии, но и всего человечества. И тем более досадно, что до сих пор никто из профессиональных историков, византинистов (частично этот пробел восполнил Каждан А.П.) не смог увязать воедино разрозненные свидетельства о роли армян в истории Византийской империи. Да и сами эти факты так и не получили до сих пор широкого распространения и известны в основном профессиональным историкам и византинистам, а также небольшому числу энтузиастов-любителей. Во многом это было связано с политическими обстоятельствами.
Данная работа представляет собой попытку отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на прошлое армянского народа, увязав его с великой византийской цивилизацией. При этом работа не претендует на то, чтобы осветить все вопросы. Мы попытались ответить лишь на некоторые: На каком основании Арабский Восток именовал Византию «Армянской державой»? Почему, по мнению некоторых специалистов, Византийскую империю следовало бы называть (для большей точности) «Греко-армянской империей»? И, наконец, почему Стивен Рансимен, сам шотландец, сравнивал роль армян Византийской империи с ролью, которую играли в Британии шотландцы, поставлявшие ей лучших солдат, изобретателей, ученых и просто свободный дух горной страны, привносивший в жизнь империи обновление и динамичность? Ответы на эти и другие вопросы можно получить, прочитав эту работу.
В заключении хотелось бы отметить, что данная работа собирательная: переработав достаточно большой объем литературы, я постарался сгруппировать как можно больше сведений исторического характера.
Конечно, не исключаю, что некоторые факты, приведенные в этой книге, покажутся спорными. Но я и не берусь утверждать, что все данные являются бесспорной истиной. Тем не менее, некоторые факты, могут представлять познавательно-информационный интерес.
***
Исторические исследования по истории Византии последних 150 лет уже давно устарели, ибо концентрировались исключительно на Западе. Долгое время ученые в своих концепциях истории Византии представляли ее как совершенно чуждое Западу общество, как особый мир застоя, перманентных дворцовых смут и деспотизма. Историю Византии изучали сквозь призму взглядов Монтескье и Вольтера. От Гиббона вплоть до середины XIX столетия (до Чаадаева, Герцена и молодого Маркса) о Византии говорили, как о примере «худшего государства», как об оплоте реакции и застоя. Славянофилы в России фактически утверждали подобные взгляды на Византию, восторгаясь ролью империи как преградой на пути новых идей. С легкой руки Монтескье Византию объявили отсталым государством по сравнению со средневековыми странами Западной Европы.
При этом отметим, что сами современники империи - представители западноевропейского общества, как правило, отнюдь не склонны были оценивать уровень развития Византии ниже, чем степень развития стран Запада. Напротив, было широко распространено мнение о «мудрости» и образованности «греков». О богатствах империи ходили легенды. Впоследствии, когда Византия была разорена итальянцами и турками, образованные круги Западной Европы стали проявлять пристальное внимание к наследию византийской культуры.
Тем более настоятелен ответ на вопрос, почему у прогрессивных деятелей науки и культуры XVIII-XIX вв. сложилось столь невыгодное для Византии представление о ее истории? Этому, на наш взгляд, способствовали два обстоятельства. Во-первых, передовые мыслители того времени были настроены резко враждебно против абсолютизма, а Византия считалась образцом абсолютистского государства. Во-вторых, тогда как по внутренней истории стран Западной Европы уже в XVIII в. имелись солидные труды, созданию которых способствовал спор между германистами и романистами, внутреннее историческое развитие Византийской империи практически не изучалось до середины XIX в.
Византийское общество, как и общество западноевропейских стран, жило полнокровной жизнью. Общественный строй империи также проходил разные стадии закономерного развития. Разумеется, за тысячелетнее существование Византии ее историческая роль и ее место среди других государств не оставались неизменными. Но нельзя представить себе всемирную историю без того вклада, который был внесен Византией, оставившей заметный след в прогрессивкой истории человечества. Одним из наиболее важных вкладов был вклад в области культуры.
Византийская цивилизация оказала глубокое и нередко устойчивое воздействие на развитие культуры многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова. Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с Константинопольской церковью.
Продолжение: