Всë, что нужно знать о британской элите

Oct 12, 2015 18:33



Эти невозможные армяне.
Откровения английского шпиона и негодяя Лоуренса Аравийского.

Фрагменты из статьи Линкольна Стеффенса (ARMENIANS ARE IMPOSSIBLE), НАПИСАННОЙ ВО ВРЕМЯ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПАРИЖЕ В 1919г. И ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННОЙ В ЖУРНАЛЕ OUTLOOKAND INDEPENDENT В I931 г..

Американский журналист Линкольн СТЕФФЕНС описывает свое интервью с британским разведчиком Лоуренсом АРАВИЙСКИМ как самое необычное за всю свою журналистскую жизнь. Человек, способствовавший созданию королевства Ирак, остался таким же таинственным в частных беседах, каким он выглядел в публикациях периода своей политической активности.
Материал был написан во время мирной конференции в Париже в 1919, впервые опубликован в журнале "Аутлук энд индепендент" в 1931 и не потерял актуальности по сей день.

Нас окружают стереотипы. Многие из них созданы нами же. Предлагаемый вам материал неоднозначен, даже скандален, местами возмутительно циничен, местами шокирующе проницателен. Однако при всем этом интервью с Лоуренсом Аравийским - тот неожиданный угол зрения, под которым иногда полезно взглянуть на себя со стороны.

Это интервью было моим. Я его заду­мал и инициировал. Моей целью бы­ло выудить что-нибудь у этого пио­нера Империи о практической поли­тике в Малой Азии и на Ближнем Востоке и мне казалось, что именно я направляю течение беседы.
Только впоследствии я осознал, с некоторым шоком, что и он преследовал определенную цель, и целью этой было внушить мне британскую идею американского мандата над армянами.

Он говорил серьезно, даже до утомительности скучно, об американском идеализме. Он находил его очаровательным, я полагаю, слишком очаровательным.
Мы, американцы, были, по его мнению, чрезмерно идеалистичны, а армяне - чересчур практичны, и таким образом мы допол­няли друг друга: мы были целительным средством для них, они - для нас.

Два безнадежных случая, в особенности армяне. Я обнаружил, что он относился к армянам с неизъ­яснимым состраданием, или, если можно так выра­зиться, обрел определенное знание армян, позво­лявшее ему понимать, по-человечески, турок и дру­гих ближайших соседей армян, когда-либо пытав­шихся истребить эту сиротскую расу.

Возникало впечатление, что именно это он и считал нужным проделать с армянами, но не высказывался явно. Он полагал, или внушал мне, что туркам не следует браться за это: они слишком примитивны и не явля­ются христианами.

Греки же испытывают от этого чрезмерное наслаждение и к тому же они ничего не доводят до конца. Так было со всеми древними соперничающими расами. Они останавливались, не истребив всех армян до единого.
Даже если они брались за дело сообща, то неизбежно хоть где-то да оставляли парочку: Адама и Еву, которые, стоило им улучить момент, плодились, плодились и плодились.

Так что при следующем посещении Армении там можно было обнаружить миллионы и миллионы армян, смиренных и униженных, но при этом днем занимающихся бизнесом, а по ночам тайно пло­дящихся и медленно, но верно расселяющихся по свету.

Он развернул передо мной все свое мальту­зианское отчаяние и ужас перед армянами, так что я чуть было не проглотил всю наживку - полную схему американского мандата над армянами.
Меня спас мой американский юмор.

- Но почему бы британцам самим не выполнить эту задачу? - спросил я и тонко улыбнулся.
Увы! Он не уловил американского юмора. Он подождал, пока с моего лица не исчезла усмешка, и ответил со всей серьезностью:
- Буквальное избиение армян, - сказал он, - вызовет скандал, если его совершат британцы.
И он пояснил, что, хотя Империя пере­жила подобный шок и ей предстоит пережить еще, не следует без необходимости сотрясать ее сейчас.

- Более того, - протянул он, - британский им­периализм в этом состоянии заинтересован больше в натуральных ресурсах, чем в человеческих. Британ­ская империя - это прототип мирового управления.
Все наши великие проблемы - войны, революции, забастовки, бедствия и т.д. - все это следствие того, что земля не управляется как единое целое. Брита­ния в один прекрасный день положит этому конец.
Но Империя сравнительно молода, сравнительно не­велика, слаба и обременена проблемами. Подумай­те об островах, колониях, стратегических пунктах, морях, торговых путях - всех новых тяготах и ответ­ственности, обрушившихся на Империю вследствие краха германского империализма!
Нет. Империя должна быть избавлена от этого в настоящее время. Позже, когда британское владычество распростра­нится с вод до суши, до всей суши, тогда Великоб­ритания сможет выдержать подобный шок, но не сейчас, не сегодня, когда Империя еще находится в младенческом состоянии.

Англичане - практичный народ, они не идеалис­ты. Они осознают, что мировое управление должно быть основано не на "вашей" Лиге Наций, то есть идеях и идеалах, но на реальных вещах - нефти, воздухе, море.

- Но, - возразил я, - в Армении есть плодородные земли и богатые месторождения.
Он даже не улыбнулся. Он только протянул паузу и затем напомнил мне, что Армения должна быть разделена. В одной части должны быть природные богатства, в другой - ничего, кроме армян.

Мандат над армянами должен быть предоставлен Америке. Армения должна достаться не Британии, но столь же мощному партнеру.

- Но, - отпарировал я, -- что за польза от природных богатств страны без народа, разрабатывающего их? Шахты, нефтяные месторож­дения, тучные земли - природные ресурсы, - тер­пеливо объяснял я ему, - не представляют никакой пользы для капитала без труда.
И жители страны являются естественным трудовым ресурсом, самым дешевым и послушным.

Я описал ему беспомощ­ность турок и французских банкиров, а также дру­гих неработающих людей, пытающихся добывать богатства Армении без армян.

- Если мы, амери­канцы, завладеем армянами, - объявил я, - мы сделаем это для их же пользы. Мы должны управ­лять ими лишь до тех пор, пока они не смогут управ­лять собой сами.

- Да, да, мы все это понимаем, - сказал он. Но я чувствовал, что это не так, и продол­жал раскручивать свой силлогизм.

- Ну хорошо, - дипломатично заявил я, - вы должны согласиться, что на пути к самоуправлению мы должны будем заставлять армян работать, не обладая объектом труда.
Нам будут нужны шахты и земли Армении: не для того, чтобы эксплуатировать их богатства, но в качестве тренажера, для того чтобы привить армя­нам трудолюбие, бережливость и все христианские добродетели, с тем чтобы обратить их в достойных людей и хороших граждан.

Он выглядел обескураженным. Я не понимал в чем дело, пока он объяснился:

- У армян нет недостатка в бережливости, - сухо сказал он, - и, конечно, вы знаете, что они хри­стиане, древние христиане?

- Но, - сказал я, - армяне должны работать. В этом секрет успеха - все равно, для человека или для нации - в работе, упорной работе. И армяне должны иметь Армению, чтобы работать над ней.

- Армяне не будут рабо­тать, - заявил он. - Вот в чем беда вашего плана и беда армян. И это беда всех древних рас, некогда цивилизованных, изучивших правила игры, которые, однажды завладев миром и поуправляв им, потеря­ли власть и деградировали. Они продвинулись впе­ред в логике, психологии, физиологии. Им не нужен тяжелый труд.
Этим они и отличаются от младен­ческих, в действительности отсталых наций, с кото­рыми вам, американцам, приходилось иметь дело.

Примитивные народы всего-навсего ленивы. Их можно заставить работать и развиваться; можно эксплуатировать, если хотите.
Они не безнадежны, от них есть определенная польза. Но выдающиеся народы, экс-цивилизованные нации, они не ленивы.
Они чересчур интеллектуальны, чтобы работать на других.

Вы, новые нации, должны понять на при­мере старых народов, что современные представи­тели даже великих и славных наций являются неиз­бежным и естественным продуктом искусственного отбора в обществе, которое заключает в тюрьму храбрых, изгоняет оригинальных, подавляет массу, душит любое отклонение от среднего и культиви­рует смиренных, ловких и терпеливых. Потому что это соответствует коммерческому типу.

Современ­ные греки являются прямыми наследниками элли­нов, и их неприятнейшими чертами являются те, что восходят к древней греческой культуре. Не к ве­ликим, исключительным личностям - ораторам, певцам и скульпторам, а к средним грекам, практи­ковавшимся в бизнесе, тем, кто приговорил Сократа к смерти.

Египтяне являются праправнуками египетской культуры, запоздалым ответом на загадку сфинкса, так красиво оставленную их предками, сегодняшние арабы - это пыль пустыни.
Они забыли искусства, обычаи и ремесла древней цветущей Аравии.

Он предвосхитил мой протест:
- Древние греки, египтяне, сирийцы, турки, наконец, они тоже имеют своих гениев - поэтов, художников, полководцев, которые завоевывали отсталые народы, и капитанов индустрии, дававших им работу, и они же имеют свой собственный рабочий класс.
Но отборные особи - аристократы, богачи - не сохранились. Они попросту не выжили. Дети удачливых, богатых, обладающих властью, привилегированных валились к чертям.

Точно так же удачливые потомки трудящихся до седьмого пота, недоедающих, бездуховных и дисциплинированных опустились до уровня тупых рабов, вымерли или были истреблены.

Именно средний класс доказал и доказывает способность к выживанию в обществе, низший слой среднего класса. Итак, вы имеете сейчас весь древний мир, заселенный практически одними бизнесменами, мелкими бизнесменами, торговцами, лавочниками, ростовщиками, лоточниками, то есть непроизводителями.

Они будут покупать и продавать происходя от покупателей и продавцов, будут победителями в коммерческой конкуренции - из поколения в поколение. Они ездят торговать по всему миру- не созидать, не организовывать, строить, планировать или работать.
Их братья, занимавшиеся подобными вещами, погибли, не оставив наследников.

Нет, только смиреннейшие, наиловчайшие торговцы выжили; и мы видим их повсюду, упорно прокладывающими свой путь.
Я встречал арабов в колонии Южной Америки, торгующих м богатеющих.

А что касается сирийцев, греков и армян...

- И евреев, - ввернул я.

Он проигнорировал.

- Мои древние народы, - сказал он, - поедут, куда угодно, где есть рабочие руки, тихо промышляя, смиренно страдая, копя деньги, работая. Да, они работают так, как не снилось рабочим.
Они рабо­тают, как работают только бизнесмены, долго, тя­жело приближаясь к вожделенной прибыли.
Но они не будут трудиться. Они не могут. Они не выносят работы за зарплату. Это в них инстинкт, жилка, интеллект, культивированный таким же образом, как мы выводим породу собак путем селекции.
У них в крови заложено знание того, что работать за зарплату, даже за высокую, бессмысленно, если вы хотите разбогатеть.
Жизнь по шкале заработной платы не предполагает ни выгоды, ни капитала, ни прогресса.
Они не говорят об этом. Это для них слишком очевидно. Они живут этим. Они мудры, как могут быть мудры только древние расы.

Едва открыв глаза, они видят абсурдность созидатель­ного труда. Для них стоящим делом является лишь выждать, пока материальные блага будут произве­дены, и затем, каким-нибудь образом, отнять их у производителей.
И они знают, как осуществить это, подобно животному, знающему свое дело, - инстинктивно.

Так, они будут практиковать меди­цину, право - любую профессию, которая, как и бизнес, получает свою долю от совершенной, за­конченной, чеканной формы материальных благ, после того как простой народ произведет их.

Но в поте лица своего добывать сырье из земли и произ­водить из него рыночный продукт - нет.
Древние народы ненавидят это, а ваши армяне просто не будут.

Он помолчал, глядя на меня и, увидев, что я отвел взгляд, вылил следующую порцию своей пропаганды.

- Армяне, - сказал он, - наиболее высокоразвитая, интеллектуальная и в совершен­стве отобранная раса в мире - с точки зрения ци­вилизованности.

Я снова назвал своих протеже.

- Евреи? - повторил он. - Вы уже упоминали их, к моему удовольствию. Это означает, что вы уловили нюанс о древних народах. Евреи - это самый обыч­ный пример древнего, ловкого, интеллектуального народа. И действительно, они обладают инстинктом эксплуататоров. Они выезжают на ростовщичестве. Ну они будут работать. Они не любят работать, но их можно заставить.

И они творческие, изобрета­тельные и сентиментальные люди. Среди них все еще есть художники, философы, пророки. Они не совершенны. Они представляют незаконченный продукт цивилизации, полуфабрикат.

Я понимаю, почему их боятся и ненавидят: в них есть чувство собственного превосходства древней расы.

Но упо­минать евреев в том ряду древних народов, о кото­ром я говорю, нелепо. Мои древние расы изгнали ваших евреев из их собственной страны.

Евреи не могут наживаться за счет арабов, сирийцев, егип­тян. Они процветают в Англии, богатеют во Фран­ции и Германии и, конечно, в Соединенных Штатах.

Но китайцы, например, абсорбировали евреев, как кит заглатывает мелкую рыбешку, так же и арабы, турки, греки, но что касается армян...

Евреи, - продолжал он, переведя дыхание, - евреи сами относятся к армянам так, как европейцы-антисе­миты относятся к евреям, и точно так же - греки, турки - все остальные расы, когда-либо имевшие с ними дело.

Они чувствуют, что армяне всех их заставят работать на себя. И так оно и есть. Армяне вмещают в себя все - от евреев и всех остальных рас - и помимо того, они христиане!

- Он остано­вился, ожидая, что я сам сделаю вывод, но, поскольку я не проглотил наживку, продолжил, давая мне еще один шанс.

- Армяне, - заявил он, - не должны владеть Арменией, плодородными землями. Они не будут сами работать на них, даже для самих себя.

Они хотят только обладать землей как собственнос­тью. Они даже не станут заниматься организацией работ и развитием. Они отдадут землю другим в концессию. Они хотят жить на побережье, в городах, на ренту, прибыли, дивиденды и доходы от торговли, в акциях и звонкой монете, созданных капиталом и трудом.

- Таких людей очень много, - возразил я,- армяне не исключение.

- Я вижу, вы все еще не ухватили мою точку зрения, - ответил он. -Дейст­вительно, есть множество других, кто хотел бы это­го. Французская буржуазия идет в этом направле­нии, к этому склоняются наши английские буржуа, в особенности так называемый высший класс.
Это является их идеалом. Они бы хотели ничего не де­лать, но они не могут. Они безвредны.
Они желают только тратить. И они тратят, как вы видите.
Даже ваши евреи - транжиры, великие транжиры.

Но ваши армяне не будут ничего делать и не будут тратить. Они приобретают и хранят; они продают, но только чтобы снова покупать и получать больше и больше.
Развитие такого совершенного, истинно коммерческого духа - это результат эволюции, а в эволюции различают степени. Армяне - это , высшая степень.

Я говорю вам: если когда-нибудь армяне получат возможность, если они будут вла­деть хотя бы одним уголком земли, они завладеют всей землей и заставят работать все остальное чело­вечество.
Вот что знают и чего боятся турки, греки и все, кто знаком с ними.

- Итак, - отпарировал я,- Армения - для некоего вашего союзника, некоего партнера британского капитала, а армян вы предо­ставляете нам, американцам. Прекрасно. Возникает два вопроса; что может ваш союзник сделать в Ар­мении без трудовых ресурсов? И что, черт возьми, можем мы, американцы, сделать с армянами без Армении?

- О, - сказал он, - есть и другие народы на Балканах, в Малой Азии, Индии и Африке - от­сталые нации, действительно отсталые нации, которые будут работать. Они могут быть переселены в Армению. В трудовых ресурсах недостатка нет.

Я сослался на Филиппины, Кубу, Сандвичевы острова- все страны, которыми мы успешно управляли.

Что6ы убедить его в нашей практичности, я расска­зал об иностранных рабочих в Новой Англии, на Юге, на Западе, повсюду. Но я случайно упомянул наших аборигенов, американских индейцев. Он тут же ухватился за это.

- Вот оно, - воскликнул он. - Вот что я подразумевал все время! Ваша политика по отношению к вашим индейцам - единственно возможная по oтношению к армянам.

- Итак, - сказал я после долгой паузы, - вы полагаете, что именно это мы должны проделать с армянами - убить их всех до единого,

- Нет, нет, нет, - попра­вил он. - Как вы, газетчики, неправильно понима­ете и цитируете. Он напомнил мне, что мы настоль­ко идеалистичны и филантропичны, что можем де­лать все, что угодно, не теряя ни нашего идеализма, ни доброго имени.

- Разве был какой-нибудь скан­дал по поводу ваших индейцев? - спросил он. - И вы никогда не сомневались в вашей правоте. Вы захватили часть Мексики, оккупировали Гавайи, взяли Филиппины и Пуэрто-Рико силами испанских армий, вы купили Датские острова и разместили ваших морских пехотинцев в Центральной Америке.

Я убежден, что вы, американцы, можете сделать все, что хотите, и не будете осуждены ни миром, ни са­мими собой. В этом есть что-то очень значительное, очень полезное для мира.

Это позволяет вам осущес­твить в Армении то, что нужно, - тщательно, посте­пенно и полностью, не пропуская ни одного армя­нина, и все без скандала, ни в малейшей степени не ухудшая вашего мнения о себе.

- Как я понял, - сказал я, - мы, американцы, - коммерческая куль­тура, как армяне, как все эти древние народы, кото­рые должны быть истреблены.

- Он кивнул.

- Они полагают, что развивают бизнес, в то время как в действительности культивируют определенную породу людей - расу бизнесменов, зависящих от созидательного труда остальных людей.

- Вы, американцы, говорите хорошо, - резюмиро­вал он. - Но пишите осторожно, не слишком ясно и, кстати, не цитируйте меня; я не сказал ничего, ничего...










Источник.
На английском.
Оригинал.

Если честно, я не знаю, как это комментировать.

нелюди, Армения, Британия

Up