Освобожденные территории: почему их нельзя сдавать. Коротко и ясно

Jul 17, 2015 20:14

Оригинал взят у kornelij в Освобожденные территории: почему их нельзя сдавать. Краткое ЧаВо
В последнее время вокруг меня очень много споров и безапелляционных заявлений по поводу: нужно ли или можно ли идти на компромисс с Азербайджаном в вопросе Карабаха в плане сдачи части освобожденных территорий. В целом статистика такая: женский пол практически полностью безапелляционно против сдачи даже пяди земли. Мужской пол что-то там говорит- все по-разному. Однако, есть одно общее практически у всех разговоров: они все основываются на незнании реальной ситуации, больше на эмоциях, каких-то странных представлениях, услышанном и нахватанном где-то. Постараюсь дать свое видение того - почему нельзя идти на компромисс по территориям с точки зрения безопасности. Тем более, что очень часто теперь эти территории называют зоной безопасности. Буду рад, если внесете свои мысли по теме в общую копилку.

Отбросим все исторические, эмоциональные и прочие нерациональные аспекты. Посмотрим чисто практически: зачем нам эти 7 районов именно как территории? Оставим также в стороне их экономическое значение- пахотные земли, фруктовые сады, полезные искпоаемые, курортные районы и т.д. Также постараемся не думать о том, что в оборонительные эшелеонированные системы НКР были вбуханы огромные ресурсы и время и на восстановление их на других позициях понадобится не меньше. А то и больше, так как существенно увеличиться линия соприкосновения с противником.

1. Кашатаг (бывший Лачин). Думаю, относительно Лачина спорить-то и нечего вроде. Эта территория в самом начале советизации была приписана к Нагорному Карабаху (свидетельства чего можно найти в ранних советских картах), и тогда Карабах имел границу с Армянской ССР. В дальнейшем здесь был образован Красный Курдистан, который был столь же стремительно расформирован, в результате Карабах лишился границы с Арменией. То, что связь с Арменией нужна - тут никто не спорит и доказывать это не надо.

Стоит отметить здесь, что публичные заявления, а также off the record встречи с армянскими политиками говорят о том, что многие из них придерживаются следующего мнения: в принципе мы можем пойти на компромисс - сдать часть районов в обмен на независимость Карабаха, но при этом Лачинский коридор должен остаться. И тут начинается самое потешное: начинают говорить, что нам нужен коридор шириной не меньше 20 км. А когда спрашиваешь- почему именно 20 км. - оказывается, что армянский политик в своем большинстве до сих пор думает, что самым страшным оружием в азербайджанской армии является РСЗО "Град", который и имеет дальность стрельбы до 20 км. А если иметь коридор шириной в обе стороны эдак в 21 км, то фиг тебя разбомбят. А вот когда говоришь, что у Азербайджана есть установки "Смерч" с дальностью в 70 км. и покрытием в разы большим, чем "Град", что есть тактические ракеты "Точка-У" с дальностью эдак побольше 100 км., вероятно есть артиллерийские системы "Пион", тут армянский политик зависает.

2. Карвачар (бывший Кельбаджар, официально район сейчас именуется новым Шаумяновским). С военной точки зрения это один из самых сложных районов. По истории Карабахской войны вы должны знать, что здесь шли самые тяжелые для обеих сторон бои. Хотя официально это не признано, но многие считают, что в боях за этот район обе стороны потеряли больше живой силы, нежели во всей остальной войне. Например, несколько тысяч азербайджанских солдат просто замерзли про попытке перейти Омар.(здесь есть некоторые подробности второй Кельбаджарской кампании ) Оголив Кельбаджар, мы будем вынуждены для защиты новых образовавшихся границ иметь дополнительно несколько тысяч солдат (например, МКГ приводит цифру в дополнительно 20 тыс. штыков, т.е. примерно столько же сколько сейчас имеет АО НКР в целом) , при том, что сейчас наши позиции столь выгодны, что в этом направлении мы держим несколько десятков солдат.

Этот район также крайне важен тем, что отсюда питается водой практически весь Карабах, и частично Армения. Подробнее Давид Бабаян неоднократно высказывался на эту тему. В частности его материал о водной безопасности Армении и Арцаха.

3. Агдам. При сдаче этого района Карабах будет в плане транспортных коммуникаций рассечен на Север и Юг. Кроме того, мы потеряем хорошо простреливаемую равнинную территорию, важную для оборонительных действий.

3. Кубатлу. Этот район также как и Кельбаджар, прикрывает коридор с Арменией с южной стороны.

4. Зангелан, Джебраил и Физули. Эти районы я, пожалуй, совмещу. Они решают несколько задач. В режиме реального времени они серьезно уменьшают линию соприкосновения с азербайджанской стороной. Тем самым армянская сторона экономит огромное (как и в случае с Кельбаджаром, соразмерное с численностью всей Армии обороны НКР)количество человеческих и материальных ресурсов в обороне. Кроме того, увеличивается линия иранской границы, что делает армянскую сторону более серьезным актором в иранской политике (этот аспект, я понимаю, что спорный, но все же).

В долгосрочном плане эти районы крайне важны для самой Армении: без этих районов мы потеряем Сюник при первом же ударе со стороны Азербайджана, и сможем спокойно закрыть Армению на замок и поехать на Гавайи.

Отдельно отметим, что порядка 20% территории Нагорного Карабаха продолжает оставаться под оккупаций со стороны Азербайджана. Также оккупированы армянские территории, например - анклав Арцвашен. Об этом наши армянские политики предпочитают вообще молчать.

Апдейт: коммуникационный апсект от Кореолана. От pigh : "Касательно Кубатлы и Зангелана,через них проходят несколько важных магистралей ,та же дорога Капан-Горис" .

Для тех, кто плохо ориентируется - карта  НКР, а также большой кусок добавлений отareyon .




В геополитике есть понятие "стратегической глубины" территории. Это ширина территории страны от границы до границы (հայերեն ասած, ծայրից ծայր) на определенном участке. Скажем, в Израиле одним из аргументов против сдачи Западного Берега реки Иордан Палестине было именно то, что в случае сдачи весь Израиль может быть простреливаем (скажем, тяжелой артиллерией) с территории новоиспеченной Палестины и до средиземноморского побережья.

В нашем случае, если вышеупомянутые территории будут сданы, то не только весь Арцах может быть простреливаем (дальнобойными орудиями) с восточной до западной границы, но и значительная часть нынешней Армении (провинции Сюник и Вайоц Дзор). Это должно остудыть пыл уступчивости тех айастанци, которые надеются побыстрее избавиться от Арцаха, как от обузы, и спрятаться в своих айастанских норках, живя далее мелкой но спокойной жизнью. Спокойной жизни как раз и не будет, потому как, повторюсь, значительная часть самой Армении попадет под прямой азербайджанский обстрел с этих самых устыпленных территорий (Карвачара, Кубатлу, Зангарана). Иначе говоря, сдача территории автоматически приведет к потерея самой Арменией своей стратегической глубины, а потому и в значительной степени ослабит безопасность Армении.

Еще один аспект: при нынешнем раскладе даже при самом фантастически успешном молниеносном нападении и прорыве фронта, Азербайджану понадобятся многие дни, чтобы пройти "насквозь" и Арцах, и Сюник с Вайоц Дзором и выйти к нахичевану (и, соответственно к Турции), тем самым отреваз Армению от второго "легкого" - от Ирана. А при сдаче территорий, азербайджанские войска смогут в считанные часы перерезать Армению, скажем в районе Мегри двумя одновременными ударами: из Нахичевана и из Зангарана. А то, что стратегической целью Азербайджана и Турции является именно подобное "перерезание" Армении и создание совместного прямого турецко-азербайджанского корридора (с последующей уже полнейшей изоляцией и затем уничтожением Армении) - это у меня не вызывает сомнений.

Третьий аргумент: освобожденная территория неоценима с точки зрения коммуникаций. Скажем, сейчас много разговоров о необходимости прокладки железной дороги из Армении в Иран. Это очень и очень дорогостоящий проект (значительно, в несколько раз дороже турецко-грузино-азербайджанского проекта Карс-Ахалкалак). Прокладывать современную ж/д через труднопроходимые даже для автомобиля горные хребты Вайоц Дзора и Сюника - на это понадобятся долгие годы и миллиарды (!) долларов. Но дорога может стать значительно дешевле и рентабельнее, если ее проложить по освобожденной территории. Скажем, железная дорога из Мегри в Капан (через Зангаран), уже есть - надо ее только отремонтировать. Это процентов на 20-25% снизит стоимость проекта. Та же история с автомобильными дорогами: нынче дорога Горис-Капан-Мегри часто бывает непроходимой в зимний период, когда перевалы заносятся снегом. А альтернативная автомобильная дорога по той же линии, но через освобожденные Кубатлу и Зангаран уже будет проходить по долинам, полностью проходимым даже в лютую зиму.

Разумеется, есть еще и продовольственный аргумент. Армения - горная страна. Равнин в ней очень мало, потому и пригодных пахотных земель мало. Население растет. Есть-то надо? А откуда нам столько еды посреди голых скал да гор? Освобожденные территории (за исключением Карвачара и отчасти Кашатаха) - это равнинные пахотные земли. Долина Аракса (т.е районы Зангаран, Джабраил, Физули) - это, фактически, аналогн Араратской долины, который в значительнос степени может обеспечить важнейшей сельскохозяйственной продукцией Армению. Сдав эту территорию, Армения, фактически обрекает себя на голод и дорогостоящий импорт сельхозпродукции из-за рубежа.

Заметьте, что во всех вышеперечисленных аргументах речи не идет об Арцахе. Для Арцаха эта территория имеет значение только с точки зрения безопасности. То есть, эта освобожденная территория нужна в первую очередь самой Армении.

Арцах, Армения

Previous post Next post
Up