Оригинал взят у
atsinis в
Поколение Google Исследователи из Йельского университета выяснили, что поколение, которое выросло в эру лёгкого доступа к интернету, имеет завышенную самооценку в отношении своих умственных способностей. Возможность быстро найти через поисковик ответ на практически любой вопрос вводит в заблуждение по поводу собственной образованности и интеллекта. Такое исследование провела организация American Psychological Association. Учёные удивились, получив результаты эксперимента. Оказалось, что испытуемые, которые искали в интернете необходимую информацию, пребывали в иллюзорной уверенности, что данные интернета являются частью их собственных знаний.
О результатах этого исследования сегодня
прочитал на RussiaToday.
Интернет, что и говорить, штука удобная - забил что угодно в поисковик и сразу получил, что нужно. Так и запоминать ничего не надо - «ведь всё можно найти». И вот во что это вылилось за 10 лет интернет-бума: людям кажется, что они стали умнее, а на самом деле знать они стали меньше. К тому же привыкание к простоте получения нужного ответа постепенно лишает желания понимать, как этот ответ получается. Зачем? И так работает - ответ-то есть. Девиз МФТИ - «sapere aude»: «дерзай знать». Такими темпами скоро придется менять на «sapere google».
Раньше как было: нужно написать, допустим, реферат. Человек смотрит тему реферата, оценивает, к какой области знания она относится - допустим, к физике. Может, сразу и непонятно, какая физика нужна - физика элементарных частиц или физика горения и взрыва. Но понятно, что нужна «какая-то» физика.
Идешь в библиотеку. Перед тобой - каталог на тысячи книг, из которого для реферата нужны штук 10. И ты сам, своим умом, должен понять, где тебе эти 10 книг искать. Ты должен разобраться, что тебе нужна именно физика горения и взрыва, а не физика элементарных частиц. Двигаешься дальше: тебе, скорее всего, нужна не вся эта область физики, а какие-то конкретные феномены, например, ударные волны. Таким образом, человек сам строит логическую цепочку, сам находит причинно-следственные связи. А теперь всё это за него делает поисковик, и эти способности, как мы видим, просто атрофируются.
И не только они: атрофируется и способность к анализу информации - пока ты ищешь, тебе самому приходится оценивать, какая информация для тебя ценна, а какая - нет. Атрофируется и память - помнить-то ничего не надо, всё можно найти буквально «по щелчку». И, как мы видим из результатов исследований американских ученых, человек даже не чувствует, что чего-то лишился, напротив - прибывает в иллюзии, что он всё знает и умеет. Прямо как герой одного замечательного произведения Николая Носова:
Интернет - безусловно, замечательное и очень полезное достижение научно-технического прогресса. Это изобретение сделало доступным для любого человека невиданные прежде объемы информации. Но для успешной работы с этими невиданными прежде объемами необходимо, по идее, и способность к восприятию этой информации вывести на более высокий уровень. Да, теперь интересующая информацию находится быстрее и проще, но и объем её значительно вырос - а значит, и усилий по его "освоению" требуется больше, и навыки соответсвующие должны быть отточены лучше. Необходима более высокая способность к анализу, большая критичность мышления - ведь многое придется отсеять на пути к нужному ответу.
Естественно, что человек ищет и создает инструменты, облегчающие его трудности на этом пути. Боротся и преодолевать вызовы и трудности на пути к цели - одно из фундаментальных качеств человека. Оказались нужны новые методы обработки и поиска информации - и они появились. Но, как показывает исследование американских ученых, палка оказалась "о двух концах" - эти инструменты не вывели человеческое мышление на новый уровень, а получается, что наоборот - загнали в довольно примитивное состояние: «найди решение задачи». То, что называют «клиповое мышление» - последствие в том числе и этой Google-примитивизации такой сложной и тонкой вещи, как мыслительный процесс. А люди с клиповым мышлением элитой
стать не смогут.