Мамочки мои

May 13, 2012 00:40

Завтра, второе воскресенье мая, в Украине - день матери. Принято поздравлять мам и тех, кто в ближайшее время ими станет. Прекрасный праздник, замечательный повод еще раз порадоваться тем, кто продолжает ленту жизни.
И вот последнюю неделю у меня в голове крутятся мысли, которые, может быть, не очень монтируются с этим чудесным днем. 
Не кидайте в меня тепличными помидорами. 
Просто прочтите, и скажите, что вы об этом думаете. 
Славянская культура традиционно возвеличивает материнство. Песни: фольклор, эстрада. Стихи. Проза. И все-все-все. Словосочетания "материнский подвиг", "посвятила себя"...
И во всей этой словесно-визуально эстетике мне рисуется образ матери: доброй, великодушной - то есть всепрощающей, немного неловкой, некрасиво одетой, может быть, не сильно интеллектуальной, не очень образованной, не слишком ухоженной, такой вот "простой русской бабы" (ну или украинской, еврейской, молдовской и т.д.)
Такой образ лично мне рисуется из стихов про узловатые добрые руки, прищуренные глаза и старомодный жупан. Из фильмов - даже последний восьмимартовский фильм "Мамы" тоже о таких женщинах. Из украинский напевов про "сиву ластивку, сиве сонечко". 
Что в этом всем не так? Что лично меня - коробит? 
Мне кажется, в нашей культуре материнство культивируется как стереотип жертвенной, одинокой, "забившей на себя" и забывшей о себе женщины. Женщины, весь смысл жизни которой - в бесконечном служении родному дитятку, даже когда ему далеко за 30... ("Берегись автомобиля", "Ирония судьбы" и пр.). Женщины, одиноко ожидающей у порога, пекущей пироги, прощающей и ждущей даже из тюрьмы (привет шансону). 
Женщины, весь смысл жизни которой - в детях и исключительно в них. 
У нее нет мужа - судя по культурным зарисовкам. То ли некогда. То ли не повезло. Но образ отца, не менее, а может, даже, более значимый в родительстве - не присутствует в творениях даже на "бэке". Кажется, что единственным эпитетом к слову "мать" является слово "одинокая". Муж, а стало быть, отец ребенка, ей как бы не полагается. Как правило, это геройски погибший летчик (даже не думала, что наши военно-воздушные силы имели такой мощный кадровый состав!)
У нее нет призвания, работы, своего дела. Ибо вся она целиком и полностью "посвятила себя детям" (даже если дите - одно).
У нее нет кавалера-ухажера. Скажу честно - у нее нет даже временами заходящего любовника. 
Что там любовника! У нее даже нет друга-мужчины, который починит кран и вкрутит лампочку. 
У нее нет друзей, с которыми она хоть иногда видится.
У нее нет ее родителей.
Разве что собака ли кошка просочится в этот коллаж, чтоб "скрасить одинокую старость".
У нее отсутствует маникюр и макияж как таковой. 
К ее дому категорически не применимо понятие дизайна. Домашний уют - кремовые шторы - абажуры - салфеточки. Это пожалуйста, этого сколько угодно. 
У нее не гардероб, и не стиль - у нее добротная, практичная одежда. 
Эта идеальная, нарисованная искусством мама, не ходит в кино и театры. Она не рисует, не танцует, не лепит, не поет и не пишет. Она готовит - конечно, и потом кормит дитятко шедеврами, подперев щеку и любуюсь на свою кровиночку. 
Ах, да! Пардон. Одна мама в кино таки запела: мама Юрия Деточкина из "Берегись автомобиля". Чем и заслужила бессмертную реплику: "Мама хорошая. Про паровоз поет". А вот мама Женечки из "Иронии судьбы" не пела, не танцевала, говорила короткие и мудрые фразы, в целом не выходя за рамки образа. 
Да, еще!

Мамы в культурном контексте обычно сочетаются с сыновьями. Заметьте: весь фольклор про такую щемящую сыновне-материнскую любовь. История покойного актера Пороховщикова, не смевшего жениться до седых волос, пока мама не одобрила, с придыханием муссировалась прессой. 
Мамы сыновей широкой грудью закрывают своих больших мальчиков от бед, проблем, и заодно от женщин: как бы те не надышали на сыночка чего вредного. Такие вот суперзаботливые мамы. 
То ли дочкам мамы такие не полагаются, то ли у них там что-то с женской конкуренцией между собой, но факт: мамы с дочками бывают только в детской игре "дочки матери". Девочки вырастают, и "Пока, мам!" Песен о них не поют, стихов не пишут, платочков, выйдя из тюрьмы или из армии, тоже не покупают (из кадров "Госфильмфонда").
Дочернего фольклора о мамах - по пальцам пересчитать. Из нового - "виагровское"  "Алло, мам", песня Нины Матвиенко, и еще дискотека 80-х - "через года слышу мамин я голос - значит, мне домой возвращаться пора".
И вот в этом контексте у меня такие коварные вопросики...
Почему социальный или культурный стереотип считает материнство, естественное предназначение женщины - подвигом? 
Почему так обесценивается отцовство? Психологи и житейская практика уже давно доказали, что роль отца - невероятно важная в жизни любого человека. Однако отцов "героями" именно по факту их родительского вклада называют редко. 
Почему, возводя в культ нормальное желание женщины иметь детей, тут же выносится за скобки ее другое предназначение? 
Быть красивой женщиной. Быть профессионалом или даже управлять бизнесом (я просила спрятать помидоры!). Быть любимой, востребованной, счастливой в союзе с мужчиной. Быть человеком искусства. Быть отличным другом. Общественным деятелем. Культурной и развитой личностью. 
Разве материнство - это  или/или? 
Разве обязательно любящая мать - героиня, принесшая себя в жертву? 
Не говорите мне, что у истинной матери не хватает на все времени. Хватает, потому что для любого ребенка 24 часа в сутки материнской опеки - это ад кромешный. Реально мы нашим детям нужны намного меньше часов. И фактически  - даже суперсознательные матери общаются с маленьким ребенком 3-4- часа в сутки. С взрослым - значительно меньше. Правда, мамочки?
И потом, дети, они такие. Они с удовольствием присоединяются к нашим занятиям, в разном возрасте. Поют и рисуют с нами. Учат танцы и языки. Месят тесто (вон, Высоцкой по утрам детвора помогает). Помогают в работе и бизнесе, потому что им интересно. Так что это душераздирающее "у меня же дети! Мне некогда!" - не очень правда. 
Реальные мамы бывают другими.
Мама Александра Роднянского, которая была состоявшейся личностью в кино, и его путеводной звездой и вдохновителем. 
Мама Артемия Лебедева - Татьяна Толстая, писатель, журналист, роскошная во всех отношениях женщина, "смотрите на телеэкранах страны". 
Да Боже мой - моя 73-летняя мама, которая руководит ветеранской организацией на общественных началах. И к модным сумочкам, хорошим духам и помадам она неравнодушна. Хотя она - настоящая мама советского образца, с пирогами, борщами и песнями. 
Таисия Повалий, красивейшая женщина, жена Лихуты и мама  Дениса, участника "Икс Фактора". София Ротару, которая со своим сыном работает, и очень успешно - при этом была счастливой женой и востребованной певицей. 
Реальность говорит нам о том, что материнство не исключает полноценной жизни.
Не является подвигом.
Не отрицает взаимной любви с мужчиной.
Не табуирует уход за собой, красоту, стиль.
Не запрещает творческие и профессиональные результаты.
Материнство не заставляет нас выбирать: быть мамой - или всем остальным.
Я думаю,
что материнство, может быть, помогает нам раскрыть наш невероятный потенциал.
Потому что оно пробуждает в нас Любовь.
А это делает нас смелее, ярче, талантливее, многограннее.
А мамы, подпирающие рукой щеку, поющие про паровозы, бегающие в современный торговый центр в тапочках и с бигуди на голове - это устаревший образ. 
Наши мамы - это героини Лии Ахеджаковой из того же фильма "Мамы". Занимающиеся единоборствами, разбирающиеся в детективных сюжетах, и метко бьющие преступников туфельками Джимми Чу, снятыми с ученицы-теперь модели.
Вот за таких мам давайте завтра и отпразднуем от души.
И пожелаем себе, чтобы в высоком искусстве наконец-то появились мамы, о которых мы скажем: "Круто!"
И тихонечко присвистнем...

женщина, любовь, жизнь

Previous post Next post
Up