«Топ, топ, топает малыш»

Mar 23, 2012 15:41

Бавшенкова Н.А
Инструктор ЛФК

Для того чтобы быть всегда в хорошем жизненном тонусе и ощущать себя здоровым и полным сил человеком необходимо заниматься физическими упражнениями постоянно из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год - на протяжении всей своей жизни.

Как часто мы, взрослые, умиляемся, глядя на неуклюжие, смешные движения наших малюток. Однако не всегда милую неуклюжесть можно приписать неумению малыша.

Чуть ли не у каждого третьего ребенка неправильная походка. Дорогие мамы и папы, если ребёнок косолапит, то вполне есть повод задуматься. Возможно, это связано с нарушением развития опорно-двигательного аппарата и такой серьёзной проблемой как плоскостопие.

Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. Есть несколько причин, провоцирующих плоскостопие. Это неравномерная нагрузка на различные участки стопы, избыточный вес, а также неправильно подобранная обувь (либо слишком тесная, либо слишком свободная, либо на очень высоком каблуке с толстой, негнущейся подошвой, лишающей стопу ее естественной гибкости). Чем раньше начать коррекцию стопы, тем лучше. В запущенном состоянии плоскостопие грозит не только болями при ходьбе, но и серьезными нарушениями осанки, проблемами с суставами (коленными, тазобедренными), которые при неравномерной нагрузке на стопы принимают на себя основной удар. Стопу новорождённого корректировать проще. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата. Но и в возрасте 7-15 лет можно добиться определённых положительных результатов, если правильно организовать лечебно-профилактические мероприятия для противодействия дальнейшему развитию деформации стоп и закреплению достигнутого терапевтического эффекта.

Одно из основных направлений профилактики плоскостопия - лечебная гимнастика, направленная на укрепление мышц стопы. Работая инструктором лечебной физкультуры, я занимаюсь с детьми различными упражнениями, которые позволяют устранить нарушения, связанные с проблемой плоскостопия.

Изучив методику Епифанова В.А. я разработала, на мой взгляд, эффективный комплекс лечебной гимнастики для устранения нарушений деформации стопы. Предлагаю его вашему вниманию. Но, дорогие родители, готовьтесь к тому, что заниматься с ребёнком предстоит не один месяц. Желаю Вам удачи!

Примерный комплекс лечебной гимнастики для коррекции стопы.

1. Исходное положение - в положении сидя с опорой на стопу. Сидя на стуле, поочерёдно поднимать носки и пятки. Повторить 10-15 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле ноги выпрямлены. Выполнять с полной амплитудой медленные круговые движения стопами: а) внутрь; б) наружу. В течение 2-3 мин.

3. Исходное положение - стоя на внешней стороне стоп. Подняться на носки и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.

4. Исходное положение - стоя на внешней стороне стоп. Выполнить полуприседание и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.

5. Исходное положение - сидя на стуле. Катание теннисного мяча серединой стопы в продольном, поперечном и круговом направлении, вперёд и назад. Выполнять по 3-4 мин каждой ногой.

6. Исходное положение - сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он стараться подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой 2-3 раза.

7. Исходное положение - сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой по направлению от большого пальца к колену (поглаживание). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Повторяется 3-4 раза.

8. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья и др.). Другой ногой он повторяет то же самое. Следует не допускать падения предметов при переносе.

9. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

10. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, подтягивать пятку вперёд (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно в течение 2-3 мин.

11. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы стоп, друг к другу. Постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

12. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Поставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется 5-6 раз.

13. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. Повторить упражнение в течение 2-3 мин.

14. Исходное положение - стоя. Ходит на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой. В течение 2-3 мин.

Все упражнения для коррекции стопы выполняются босиком, чередуя их с обычной ходьбой для отдыха



здоровье, дети

Previous post Next post
Up