Эпоха античности
В древности свадебного платья как такового не существовало. Женщины Древней Греции одевали в день свадьбы наряд под названием «пеплос». «Пеплос» представлял собой большой кусок легкой ткани, который окутывал невесту с ног до головы и скреплялся специальными застежками на плечах. Считалось, что чем богаче и родовитее невеста, то тем более богатыми должны были быть застежки на плечах ее свадебного наряда. Наряд обязательно был белого цвета, а на голову новобрачной укладывали лавровый венок, который считался символом счастья и радости.
Женщины Древнего Египта одевали так называемый «калазирис». Этот наряд представлял собой кусок ткани, закрывающий фигуру от груди до щиколотки на двух бретелях. Невесту опоясывали поясом украшенным камнями и золотом, на голову выкладывали диадему. Из остальных украшений были также модны подвески, серьги и браслеты. Все украшения носили очень важное символическое значение и были призвании помогать и охранять девушку в семейной жизни.
Женщины Древнеримской империи одевали более строгие одежды, спадавшие ровными складками. Голову древнеримской невесты украшали алой тканью.
Между тем, алый цвет полюбился и на Руси. Красный символизировал радость, солнце, красоту. В день свадьбы на невесту одевали не только сарафан алого цвета, алые ленты вплетали в невестину косу. После свадьбы косы расплетались и окручивались вокруг головы, это становилось символом того, что девушка теперь замужем.
С упадком древних империй, на смену простоте и легкости античной эпохи пришли тяжелые ткани и одежды. Уже невесты Византии облачались в длинные тяжелые туники, скрывающие тело до самых пят. Туника была с длинными рукавами и высоким вырезом. Туники были украшены вышивками, камнями и комбинировали в себе несколько видов тканей. Зачастую на первую тунику надевалась еще одна, украшенная не менее богато чем первая.
Готический стиль Средних веков
Мы можем точно сказать, что свадебного платья как такового примерно до 15 века и не существовало. Как правило, невеста одевала на свадьбу самый красивый из своих нарядов. Кроме того и название свадебное платье появилось относительно недавно. Раньше, когда браки считались, прежде всего, церковным обрядом и совершались в «доме Божьем» невеста одевала так называемое подвенечное платье, которое после должна была бережно хранить всю жизнь.
Самые ранние упоминания о свадебном платье как особом облачении невесты на свадьбу дотируются именно в 15 веке и связаны были с модой готической эпохи. В это время свадебное платье готовилось специально заранее к свадьбе и составляло часть приданого невесты. Свадебный наряд непременно должен был быть лучшим и обязательно одевался впервые. Наличие такого преданного стало обязательным условием брака. Приход невесты в новый дом символизировал счастье и быт новой семьи, поэтому среди прочего в приданное включали комплекты белья, различную утварь, предметы одежды, мебель и другое. Браки, заключаемые, как правило по расчету, тщательно фиксировали в брачном контракте все детали отделки свадебного платья невесты. Это делалось с целью показать стороне жениха, что невеста действительно достойна своего будущего сословия и будущего мужа.
Эпоха готического стиля полностью перестроила фасоны свадебного наряда. И здесь опять же виновниками перемен в женской моде стали мужчины. Крестовые походы к стенам Палестины и редкие встречи с дамами сердца породили некоторые особенности платьев того времени, в моду вошла так называемая «беременность». После долгой разлуки с любимым «беременность» стала символом счастья, именно поэтому стало модно выглядеть «беременной». Даже женщины, не ожидавшие ребенка, зачастую имели в своем гардеробе накладные животики - специальные подушечки, которые подкладывались под платье, чтобы соответствовать моде. В готическом платье были обязательными корсет, завышенная талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом по цветовой гамме платья были очень разнообразны. Считалось, что чем более богата и родовита невеста, тем более цветастым и роскошным должен был быть ее наряд. На голову готической невесты возлагался специальный головной убор - энен. Он представлял собой башню высотой не более метра. Удержать такую конструкцию на голове было достаточно сложно, именно поэтому девушкам приходилось ходить с опущенной головой, что в свою очередь часто трактовалось как скромность и чистота девушек того времени.
Одним из самых древних элементов подвенечного платья, дошедшего до наших дней, является фата. И хотя форма фаты, ткани и само ее исполнение неоднократно менялось много раз, мало кто знает, что само возникновение фаты напрямую связано с возникновением христианской веры. Таким образом, этому особому, и все еще модному аксессуару невесты уже более 2000 лет. Смысл фаты был и остается вечным - она считается символом целомудрия и непорочности невесты. Фата, которая была в средние века, стоила очень дорого, так как исполнялась из шелка и не сравнится с современным исполнением этого аксессуара. Именно поэтому платье для невесты, также как и фату готовили заблаговременно до свадьбы.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения происходят очередной пересмотр канонов красоты и женственности, а также моды. Именно в этот период в моду вошли пышные женские наряды. Свадебное платье эпохи Возрождения также облегало женскую фигуру в верхней части и плавно расширялось от талии, этот наряд стал классикой. «Богатство» такого подвенечного платья зародилось в Венеции. Для невесты из Венеции выбор свадебного платья был особенно важен, в день свадьбы наряд невесты оценивался целой толпой собравшихся у торжества гостей. Именно поэтому, в эту эпоху основными тканями для свадебного наряда становятся парча и атлас бежевых и золотых оттенков. Свадебный наряд украшали драгоценными камнями и жемчугом, который считался символом семейной верности.
Европейский стиль конца 16 - начала 17 столетия
17 век - век мушкетеров, в это время в моду вошли огромные кружевные воротники, которые играли важную роль в нарядах того времени. Одним из таких воротников стал воротник формы фрэза, который в России получил название «плоенный воротник». Нужно сказать, что возможности появления такого воротника Европа была обязана открытию Америки. Ведь именно от туда в Европу завезли огромное количество картофельного крахмала, без которого просто не возможно было бы создать воротник подобной формы.
Далее в моду вошли воротники - медичи. Свадебные наряды этого периода также были богато украшены драгоценными камнями и жемчугом, выполнялись в разноцветных тонах. Пастельные нежные тона свадебного наряда вошли в моду намного позже, уже в 18 веке. Свадебные платья этого периода были нежно голубых, розовых и таких же нежных зеленых тонов. Моду же на светлые, пастельные тона свадебной одежды принесла собой эпоха неоклассицизма.
Свадебная мода эпохи неоклассицизма
В конце 18 - начале 19 века взору европейского человека начинают открываться достояния античной, в том числе римской культуры. Раскопки в Помпеях обнажили огромное количество артефактов римской империи, среди которых были прекрасные статуи, фрески и мозаики античного искусства. Все это оказало сильнейшее влияние на моду того времени, вновь вернулся идеал античной красоты, с его мраморно белыми тонами в одеждах.
Французская революция конца 18 века окончательно закрепила права новой моды. В моду вошел «Ампир» или так называемый императорский стиль. Его основные черты - завышенная талия, глубокий вырез и легкие струящиеся ткани, ниспадающие складками почти от груди. Свадебные платья этого времени шили из белого атласа и прозрачной органзы. Интересно то, что свадебные платья этого периода не задумывались быть именно белыми. Этот цвет стал популярен просто потому, что в моде было подражание белизне античности и ее идеалам.
Неотъемлемым атрибутом нового стиля стали интересные рукава в форме «фонарика», которые очень изящно сочетались с длинными перчатками, также вошедшими в моду в это время. Возможно, именно с этого момента в свадебной моде закрепился белый цвет - цвет невесты. И хотя уже ко второй половине 19 века в моду вновь вернулись корсеты и юбки, превращавшие невесту в настоящую принцессу, белый цвет остался и остается по сей день символом торжества под названием свадьба. Самым модным материалом для свадебного платья этого времени стали так называемые «блонды». Блонды изготавливались на шелковой тюлевой сетке и отличались особым золотистым блеском. Как правило, блонды использовались и для изготовления фаты невесты. Свадебное платье середины 19 века также шилось с использованием блондов, при этом неотъемлемыми аксессуарами наряда этого времени стали короткие перчатки и ювелирные украшения, среди которых был особо популярен жемчуг.
Свадебные платья 20 века
Новый век привнес свои изменения в облачения невесты. Платье невесты теперь стало без корсета, с юбкой клеш и строгим закрытым лифом. Отсутствие глубокого выреза перешло в воротник-стойку, закрывающего полностью шею невесты. В моду вошли рукава и манжеты.
Мода на свадебные наряды 20 века менялась стремительно. Уже к концу Первой Мировой войны из моды вышли корсеты, талия платья была заметно снижена, под венец стало модно идти в шляпке. Начало 30-х годов вернуло корсет в моду, также как и пышные юбки. 50-60 - е годы привнесли новый образ невесты, впервые платья кардинально меняет свою длину. Миром моды правит Диор, он предлагает приталенные наряды с пышными юбками до колена. В 80-х в моде четкий спортивный стиль. Современная свадебная мода становится все более гибкой. Смешивая разные образы и стили, мир свадебной индустрии сегодня не ограничивает невесту, а предлагает платья разных фасонов и оттенков.
![](http://odnaknopka.ru/images/button.gif)