Полную версию читайте на
http://dobr-doc.blogspot.ru/ А Вы знаете что стратегические бомбардировщики Ту 22 и Ту 22М совершенно разные самолеты.
Самолёт Ту-22 разрабатывался в качестве замены
бомбардировщика Ту-16. Рабочее проектирование Ту-22 (
проект «105»)
ОКБ Туполева (главный конструктор
Д.Марков).
21 июня 1958 года самолёт «105» (экипаж лётчика-испытателя
Ю. Т. Алашеева) совершил свой первый полёт.
Были созданы самолёты видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки Ту-22Р (Ту-22РД), Ту-22РМ (Ту-22РДМ). Также Ту-22Р (и остальные модификации разведчиков) могли проводить топографическую и аэрофотосъемку в оперативной глубине обороны противника, для чего в фюзеляже устанавливались три аэрофотоаппарата (АФА-42/100 или АФА-42/20, АФА-40, АФА-41/20, АФА-54/100-2МР или ночной НАФА-МК-75).
Прозвища[
править |
править вики-текст]
В
ВВС СССР имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище "Стратегический дефектоносец" и "Сверхзвуковой спиртовоз"
[8][источник не указан 1164 дня]
- Ту-22Б - первоначальный вариант самолёта, оснащённый только свободнопадающими бомбами
- Ту-22Р/РД/РК/РДК - самолёт, совмещающий в себе свойства бомбардировщика и разведчика
- Ту-22РДМ - усовершенствованный вариант Ту-22РДК, 1980 год
- Ту-22П/ПД - самолёт, оснащённый средствами радиоэлектронной разведки
- Ту-22К/КД - ракетоносец, 1965 год, несёт ракеты типа Х-22
- Ту-22КП/КПД - усовершенствованный вариант Ту-22ПД, 1968 год
- Ту-22У/УД - тренировочный самолёт (название "УД" условно, так как при наличии штанги топливоприёмника аппаратура дозаправки на самолёте не устанавливалась)
Ту-22М, несмотря на сходное обозначение, является отдельным типом, имеющим мало общего с Ту-22. Объясняется такое название тем, что разрабатывался
Ту-22М во времена
Хрущева (который практически запретил конструирование новых самолетов, сделав ставку на ракетное оружие): назвав новую машину "модернизацией" уже выпускаемой - Туполев получил финансирование на ее создание.
К середине
1960-х годов тенденции в области боевого применения
дальней авиации обозначили низкую эффективность однорежимных сверхзвуковых тяжёлых бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолёты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре
высот и
скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием
крыла изменяемой в полёте стреловидности.
Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в
ОКБ Туполева в
1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из
государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта
Ту-22К.
К
1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником.
Во многом, обозначение Ту-22М является результатом политики. А. Н. Туполев на конкурсе предлагал вариант модернизации Ту-22 для экономии средств на разработку с целью получения заказа
[2].
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Tu-22M.Rakete.jpg/195px-Tu-22M.Rakete.jpg)
Сверхзвуковая крылатая ракета
Х-22 на пилоне Ту-22М3
Самолёты серии Ту-22М - большие и сложные машины, давшие в дальнейшем многочисленные наработки как по пассажирским, так и боевым машинам, по всем авиационным КБ СССР (самолёты 3-4-го поколения). Самолёт впервые в
СССР получил очень сложный, но вполне работоспособный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решающих систем АО и РЭО. Значительная часть самолётных систем была построена на самой современной на тот момент полупроводниковой базе и интегральных микросхемах, а в качестве датчиков угловых перемещений как управляющих поверхностей, так и задатчиков в кабине вместо потенциометров и сельсинов использовались синусно-косинусные трансформаторы. Именно на Ту-22М большая часть операций экипажа по управлению самолётом и применению оружия была автоматизированна, а «ручное управление» самолётными системами подразумевало нажатие кнопок или тумблеров в кабине экипажа в заданной последовательности.