Я тут съездил недавно в Шаркан и через неделю в Вавож. И то и другое - райцентры (сёла с населением 6,5 и 5,5 тысяч жителей соответственно), примерно по 90 километров от Ижевска до каждого из них.
Ну и вот. Сначала
в Шаркане, а потом и
в Вавоже я с удивлением заметил, что всё регулярное автобусное сообщение из этих мест - только в Ижевск и ближайшие к ним райцентры. Ни в том, ни в другом случае никакого автобусного сообщения внутри района не осталось. Ну кроме, получается, того транзитного по трассе между райцентром и городом.
В Шаркане я ещё этому факту удивился, но взглянув на маршрутную карту автостанции в Вавоже понял, что это закономерность. Посмотрел по другим районам в интернете - да, явление это общее: внутрирайонное автобусное сообщение в республике стремительно умирает. Уехать на автобусе можно из райцентра в город, но из деревни в райцентр - далеко не везде. Причём речь тут идёт о деревнях относительно крупных и относительно отдалённых: населением по несколько сотен жителей, расстоянием по несколько десятков километров до районного центра.
Вспомнил на эту тему Грахово. Пять лет назад я очень удивился, увидев
расписание автостанции Грахово, содержащее в себе всего два рейса в Ижевск и ничего кроме. А ведь получается, что процесс активно шёл уже тогда. Там в силу малого количества населения (3200 жителей в самом селе, 9000 во всём районе) и отсутствия какого-либо транзита, процесс вымирания транспортного сообщения выражен ярче, чем в других районах Удмуртии. На сегодняшний день через граховскую автостанцию приходит всего один автобус в сутки(!). В Ижевск, конечно же. Причём что за автобус - газель на 14 мест! Получается, что Грахово сейчас - наименее снабжённый общественным транспортом районный центр в Удмуртии.
В общем, чтоб жить в деревне и куда-то из неё ездить - надо либо жить в той деревне, что находится на пути между Ижевском и районным центром (либо в самом районном центре); либо иметь личный автотранспорт. Второе предпочтительнее.