Сразу прошу прощение, писал ночью, после поездки еще не востановился.
Конечно, каждый сам хозяин своих денег и волен распоряжаться ими как ему вздумается, но я яростно призываю всех не разбрасываться продуктами и вещами, а заниматься анализом ситуации в районах и оказывать адресную, своевременную и действительно важную помощь. Дело в том, что люди (администрация, соцзащита, МЧС или другие ведомства) ни когда не откажутся от предлагаемой им помощи. Будут говорить, что очень нужно, пригодится, (звучала даже мысль: «ну горит же, значит, погорельцы могут еще появится»).
Возможно, что в данный момент складывается следующая картина: в ближайших областях устанавливают камеры Большого брата, уже завал одежды, чайников и консервов, а в какой-нибудь Мари-Эл слышать не слышали про помощь добровольцев и продолжают тушить пожары ведрами, и про погорельцев остаются абсолютно брошеными. Такие глухие места наверняка есть и в отдаленных районах примосковских областей, где люди не догадались разместить хелп в Инете.
Как всё складывалось…
Выбор для отправки гуманитарного груза пал на районный центр Сасов, рязанской области. Двумя днями ранее именно он был указан в сводках как один из остро нуждающихся регионов.
Главным толчком для формирования борта, было приобретение Максимом (maxushas) мотопомпы, и надо сказать самой востребованной модели и мощности (Хонда). Вторым поставщиком огнеборческого оборудования стала раменская фирма «Техна», там был предоставлен список актуального оборудования, которое отпускалось для гуманитарной помощи по закупочным ценам. Сотрудница «Техны» - Ирина, после тридцатиминутного знакомства с информацией на сайте, приняла решение немедленно выдвигаться в Москву за пожарными рукавами. В это время я укомплектовывался маслом, примерял топоры, искал лопаты и всякую другую мелочевку. По наводке Игоря Черского на нас вышли еще люди пожелавшие внести свой вклад в дело: Людмила, Марина и Ольга (just_sunny ). На полученные деньги мы приобрели бензопилу, опрыскиватели, питание, фонари и др. (Надеюсь с именами не напутал).
Распечатав карты местности в том числе с пожарными очагами (отсутствующими в районе Сасово!) я двинулся на встречу с Максимом для погрузки мотопомпы, а он в это время выезжал от доктора Лизы, где его машину полностью забили всевозможной помощью. Координатор Анастасия из Карты помощи нашла мне напарника - Дмитрия.
Встретились, загрузили мой минивен по самую крышу (запасенный багажник ставить не пришлось) и созвонились с главой сасовского района. В 23:30 нам был дан приказ - на северо-запад!
Довольно быстро проскочив Луховицы, Коломну, Рязань и Шацк в 4:45 мы настигли цели. По пути видели два языка (пожара), один в лесу, между Луховицами и Рязанью. Другой вполне крупный на поле, после Рязани.
Оперативная сводка.
Найдя здание районной администрации мы били приняты оперативным дежурным по ЧС.
Увидав в кабинете гору из продуктов, 2х помп и другого оборудования, привезенного днем ранее, было принято решение глубже разобраться в состоянии дел в этом районе (это была одна из целей нашей поездки). Диму пришлось посадить на поезд, со мной он уже не успевал вовремя вернуться на работу. Ожидание рассвета и прибытия участников оперативного штаба прошло очень занимательно, я узнал что происходило в последние дни, что и сколько всего сгорело, как боролись и отступали, а потом снова давали отпор врагу. Получил краеведческую справку. Услышал и вам расскажу красивую историю про дикую (не скорее призрачную дивизию) молодых ребят лет 15 - 19, которые появляются внезапно в самую горячую пору, активно принимаю участие в борьбе с пожарами, а потом бесследно растворяются в дымке.
А самое главное стал свидетелем сбора оперативных данных. Где все ответы на вопрос о ситуации были - нормально, кроме одного места в котором находился действующий очаг, но контролировался. Было ясно, что ЧС здесь нас не дождалась, она была локализована за счет прибывших на подмогу сил. И тут пригодилось, присланное Максимом сообщение о Ермишенском районе, это в 60 км отсюда. Я позвонил им. Там размусоливать не стали, а сказали, что дела у них плохи, так как фронт увеличился на 6 км. И снова был дан приказ(, но на этот раз) на юг.
Я двинулся в путь, а Мыс Доброй Надежды укрепил во мне веру, о правильности моего поступка.
По дороге, когда рассветало в с. Рассвет, оказалось, что места тут очень красивые и интересные.
Спасите наши души,
Мы бредим от удушья,
Спасите наши души, спешите к нам.
В.Высоцкий
В администрации Ермиши жизнь уже кипела. Ознакомившись с картой лесных пожаров я отправился разгружать помощь, часть продуктов (сладкое, крупы....) и вещи для погорельцев я оставил в машине (дома в недавних боях им удалось отстоять) и такие продукты в лесу в жару не помогут. Для пожарников надо покупать "Завтрак туриста" или что-то в этом роде. Технику срочно забрали в пожарку для обкатки. А я вместе с офицерами МЧС выдвинулся на разведку.
Оказывается, основные неприятности приходят на этот небольшой район от окружающих его соседей. Если мордовские пожарные хотя бы предупреждают о сбежавших от них языках, то Нижегородская область заняла глухую оборону населенных пунктов и за лесами особо не смотрит. Другая сложность заключается, в том, что на огневых фронтах полностью отсутствует связь, мобильной нет, а рации не добивают. Если до полупустых деревень дороги еще не весь ресурс отслужили, то в лесах имеются только шикарные полигоны для полноприводных внедорожников, так как места тут песочные и болотистые. Но болотистыми, в общепринятом понимании, они были до наступления ташкентского лета, а сейчас это сплошной казус - верхний слой почвы высох и превратился в пыль, а под ним осталась сырая и мягкая земля. Сейчас на сухую подстилку падает лист и огонь с легкостью проходит и болота и устья недавних речушек.
В отдаленной, восточной части района, куда мы прибыли проходит газопровод. Там и разыгрывается одна из баталий. С разных сторон приближаются языки, где верховой, где низовой. На участках где недавно уже выгорела подстилка, деревья совсем пожухли и стали лакомым кусочком для настоящего пожара. Спасает то, что в этой зоне преимущественно лиственные породы. На другом фланге, если подует сильный северный ветер, надо будет отступать к населенным пунктам. Газовики имеют свои пожарные бригады и тяжелую технику, но решают они в основном только свои задачи - не пускают огонь на траву растущую над трубой.
В результате о взаимодействии районных сил и газовиков говорить не приходится, задачи и приказы меняются постоянно. А огонь надо останавливать в глубине леса, так как рядом с газовой просекой он полностью высох и тут его не удержать, он легко переходит эту 40 метровую полосу.
Тут высохли не только болота, но и речушки с прудами. Водоемы с водой все на пересчет, вот и выручают мотопомпы, когда надо быстро заправить пожарку, а подъезда нет (про неработающий самостоятельный забор в древних машинах я уже и не говорю).
Трактора расчищают давно заброшенные просеки, дороги и тропы, делают противопожарные полосы для остановки низового огня, с верховым можно бороться только вырубкой и встречным огнем.
Солдат, добровольцев, а тем более зарубежных коллег тут нет, мобилизуют местное (не в самом расцвете сил) сельское население. На пожарках газовиков по два, по одному человеку на машину. Так что желающих помочь тут всегда ждут.
Те, кто задействован в борьбе со стихией держаться на коктейле из соляры, силы воли и чувства юмора. Цитата: «Тушили верховой, один маленький неверный шаг мог привести к концу, сгорели бы все к чертям, но мы его (шаг) не сделали! Я испугался только через два дня, когда мне рассказали кому мы противостояли». «Приезжал губернатор области, мы ему доложили обстановку. Думали, что будет ругать, как это обычно делает руководство. А он нас похвалил, сказал, что грамотнее всех в области боремся с неторфяными пожарами, и поблагодарил. Сразу такое ощущение, что не тушил весь последний месяц, а отдыхал».
Люди несут ночные вахты, организуют встречный огонь (его можно делать только ночью, когда абсолютный штиль), а потом утром к ним приходит запрос из прокуратуры о якобы противоправных действиях. Встречаются и бездари, радует, что штучно. «Прислали тут одного тракториста, мы дали ему задание, а он в березняк заехал, бутылку осушил и обмяк». «Самые бестолковые люди в тушении пожаров это гаишники. Стояла их группа звеном в цепочке периметра при отслеживании языков, так они уехали, не предупредив. Потом сказали, что у них закончился рабочий день. Вот если бы там язык прошел, считай, нас окружили, враг в тылу». Второй месяц продолжается противостояние огню, всё держится только благодаря отважным и совестливым людям. «Один тракторист, под огнем опахивал деревню, другой работает без отдыха, мастерски управляя трактором, говорят: тракторист от бога». МЧСовцы уходят из дома в 7, а возвращаются к 11 ночи или на следующий день.
Сердечно благодарили за помощь, она редко, но доходит до них. Такие поступки укрепляют их веру, что есть еще люди с добрыми сердцами в России («самое удивительное и приятное, что и в Москве»).
Прошло 22 часа (поспать не удалось), пройдено 920 км. Итог: существенная помощь отдаленному району.
P.S. Оставшиеся продукты и вещи ожидают отправки в эти выхлдные, наводку от Карты помощи уже получил.