Вчера с
kspshnik добрались до What Hi-Fi Show 2014.
Выставка оказалась куда интереснее и полезнее апрельского Hi-Fi & Hi-End Show 2014. Особенно порадовала организация, всё очень спокойно, удобно и без бардака. Iris Congress Hotel оказался гораздо удобнее Крокуса по расположению, а для меня так совсем. Платная и свободная парковка всего за 200 рублей в день, а внутри даже вменяемо кормили за вполне адекватные деньги. Сама экспозиция была хоть и меньше по размеру, но много интереснее и качественнее.
Было очень приятно как увидеть уже знакомые лица, так и завести новые знакомства. Отдельно порадовался тому, что нас даже узнают. Выходили покурить, подошли поздороваться с Сергеем Лебедевым, и немного затрепались со стоявшей рядом компанией. Дальше возник чудесный диалог:
- А вы кто?
- А мы Precision Fidelity.
- О! А я вас знаю, даже вашу страницу полайкал.
Это чертовски приятно. И, одновременно, очень хорошо мотивирует даже не на то, чтобы просто наконец запустить проект, а чтобы действительно сделать всё идеально и как надо. Как это сказать, повышает градус ответственности, что ли. Хотя он и так на должном уровне и, в общем-то, из-за этого мы пока и не запустились - не хочется выпускать хрен пойми что. В общем, спасибо огромное, Богдан Арутюнов! А вот развиртуализироваться с Антоном Климовым, к сожалению, не получилось. Давно интересно познакомиться.
Крайне позитивно пообщались с компанией Квинта, дистрибьюторами WBT. Собственно, мы хотим ставить WBT в свою акустику, поскольку Furutech и альтернативы, прямо скажем, не вдохновляют - качество хуже, цены такие же или выше. Но мы думали работать с ними напрямую, в первую очередь базируясь на уже существующем опыте общения с российской дистрибуцией, а на нашей улице внезапно случился праздник.
Во-первых, я не питал особых надежд относительно деловых контактов, поскольку топ-менеджмент подобных компаний редко ездит на такие мероприятия, а если и ездит, то не особо палится. Ну то есть выловить консультанта и развести его на информацию о том, с кем можно пообщаться предметно и по делу - было бы уже ок. Но нам внезапно удалось пообщаться напрямую с их генеральным, который ещё и оказался милейшим человеком.
Во-вторых, российский (sic!) дистрибьютор, который не просто говорит, что в состоянии обеспечить нормальные сроки поставки и адекватное ценовое предложение, но ещё и утверждает, что всё, что надо, всегда есть на складе, да ещё и с возможностью это пощупать "вотпрямщас" - это не просто вин, это эпик вин. Договорились подъехать к ним в офис уже предметно обсудить детали сотрудничества, а заодно пощупать новую линейку WBT, что я давно хочу сделать.
В общем, высочайший им респект и уважуха. Прям мимими!
Вторым интересным знакомством оказался основатель и, как я понял, главный конструктор Bykoff Audio, тоже приятнейший человек. Пообщались за общие интересы, послушали их усилители и это оказалось реально круто, даром, что я совсем не фанат маломощных ламповых однотактников. Если кому надо такое - искренне рекомендую. Играло оно с винтажными Diatone DS-34B и, немножко зная звук этой линейки акустики, я могу сказать, что играло оно просто шикарным образом. Да и сами усилители красивые. Вроде лакированное дерево и прочая подобная отделка должна бы выглядеть "бАгАто", как это обычно бывает, но вместо этого всё очень аккуратно, симпатично и без всякой вычурности - очень понравилось.
Кроме того, тут может получиться довольно интересный cross-sale. Наши ламповики из classic-series никак с ними не конкурируют, поскольку являются довольно мощными двухтактниками, в силу чего идут совсем в другой категории чисто технически. Но нам такие усилители интересны в контексте демонстрации акустики, просто в силу её высокой чуйки. А наша акустика, в свою очередь, может оказаться интересной для демонстрации их усилителей. Вкусны на звук у нас оказались довольно близкие, как я понял из беглой беседы, так что это знакомство мы будем однозначно развивать.
Был и негатив, представленный ровно двумя компаниями.
[-]
На втором месте, с очень большим отставанием по градусу негатива, идёт салон НОТА+. На самой выставке их вроде не было, но уже на выходе пообщались с их представителем. При том, что дядька оказался довольно адекватный, само отношение к клиентам не понравилось от слова "совсем". Разговор зашёл как раз за сроки поставок компонентов, после чего мной была прослушана тирада про то, что "вот мы официально ProAc торгуем, так если вы к нам придёте за сгоревшим динамиком, мы вам скажем, что либо ждите шесть месяцев, либо пиздуйте отсюда куда подальше, и лучше бы вы упиздовали, потому что нам неинтересно с этим возиться".
Нет, я всё понимаю про то, что у нас (и не только) ебанутая таможня. Я всё понимаю про проблемы со стоимостью доставки и сложностью логистики. Я понимаю много чего ещё, включая то, что далеко не каждый клиент интересен бизнесу, а от части клиентов можно и нужно сознательно отказываться. Я даже понимаю, что наверное клиентам в салонах прямым текстам они так не говорят. Но проблемы есть в любом бизнесе, и это не проблемы, а нежелание их решать в чистом виде, вместе со свинским отношением к потребителю. В общем-то, ровно ту же самую ситуацию с неинтересностью клиента можно было подать и совсем иначе, с другой позиции, и тогда впечатление было бы совсем иным. Зато теперь я знаю точно: нашей акустики в салонах НОТА+ не будет стоять никогда из принципиальных соображений.
Теперь, собственно, про звук.
В целом, как уже сказал выше, средний уровень качества звука был ощутимо выше, чем на Hi-Fi & Hi-End Show. Откровенного говна почти не встречалось, за исключением [-] и полочников KEF. Ну и у Dynaudio ничего не изменилось, всё как на Hi-Fi & Hi-End Show :)
По-прежнему никто не парится боковыми АЧХ, поэтому панораму в представленной акустике можно разделить ровно на три категории: либо её нет вообще нет, либо звук везде, но нигде, либо она есть на уровне левая колонка слева, правая колонка справа. Всё. Правильного мидбаса и нижней середины нет вообще ни у кого, но это вполне очевидная плата за компактность акустики и хотя бы понятно. Бас в 99% случаев ватный, нечёткий и сильно так себе, но тут сказывается ещё и мода. В общем и целом всё это можно было слушать (и хотя бы уже можно слушать, кровь из ушей уже не идёт).
Очень приятные впечатления оставили Harbeth и, внезапно, Waterfall. Стеклянные корпуса последних, конечно, было таки слышно, но в целом акустика интересная и приятная. Наиболее близкими к правильному звуку оказались напольники Fostex. Но именно по формату и подаче звука, потому что, если разбирать его особенности, косяков там был воз и маленькая тележка.
Меньше всего косяков было у Focal/JMLab Utopia, которые по объективным показателям были, наверное, лучшей системой на выставке. Но вот именно формат их подачи звука мне не очень понравился. Вроде всё есть, и динамический диапазон конский, и искажений нет, и даже панорама как надо (едва ли не единственная система, где она была!), но что-то не всё-таки то, есть какая-то синтетика, открытости не хватает.
Отлично отыграли электростаты Martin Logan, вторая по качеству система после Focal/JMLab. НО! За вычетом баса и мидбаса. Он там был просто пиздецово ватным. Им бы ниже 300 герц что-то совсем классическое в виде спарки жёсткого мидбаса с хорошим басовиком и цены бы им реально не было. Весьма приятно прозвучали выставленные двухполоски ProAc с хейлами на ВЧ. Бас у них по-прежнему не фонтан, а вот всё остальное вполне ок.
Вообще, кстати, наблюдается массовое нашествие хейлов на роль пищалок, что я и могу приветствовать, и одновременно не могу. Могу - потому что это огромный шаг вперёд по сравнению с титаном, алюминием и шёлком. Без паразитных резонансов, с ровной АЧХ и диапазоном под 30 килогерц и выше. А не могу в силу их специфичного синтетического характера звучания, который я органически не переношу. Но это, в любом случае, огромный шаг вперёд (точнее, назад) к хорошему звуку.
Ещё понравился нетипичной для выставки чёткостью бас у Vienna Acoustics, но вот верх и середина там выражено подсирали. Нетипично бодряще и мясисто, в хорошем смысле, играли Gato Audio, с ними там вообще устроили хэви-метал дискотеку, но в целом они наверное резковаты по звуку и постоянно такое слушать я бы утомился. Какую-то прибалтийскую акустику на Accutone оценить не смог, как и сами Accutone, не нравятся они мне. А вот PMC, к сожалению, послушать не получилось, было очень интересно, как они звучат (в том числе и в контексте басовиков Volt).
Лёгкое разочарование оставили PBN Audio, Tannoy наши Next Sound, за которых немного обидно.
Из PBN были представлены какие-то средние Montana, вроде EPS. У них, в общем-то, уже не было плюсов флагманских KAS/WAS в виде прям правильного мидбаса и нижней середины и зверской масштабности, доводящей симфонические произведения до пугающей реалистичности (чем-то очень похоже на Sony SS-G7, кстати, в том числе и за счёт лёгкого недостатка разрешения), но при этом наблюдались их минусы (тот самый лёгкий недостаток разрешения) и в силу размеров и конструкции был абсолютно невнятный бас.
Tannoy Dimension оказались какими-то никакими. Ни собственного характера, ни выраженных плюсов, ни совсем откровенных косяков. Сипловато, скучновато, да и всё. То есть я бы обозвал это акустикой средней паршивости, примерно на уровне типового Hi-Fi (эдакий потасканный Volkswagen Golf после пятого владельца в третьей по счёту стране за 15 лет жизни потерявший остатки девственности, но вроде и не ломающийся и всё ещё Volkswagen), что совершенно не соответствует ни их имиджу, ни стоимости.
А Next Sound выставили какие-то двухполоски д'Апполито с подобием широкополосников на НЧ. У подобных конструкций динамиков, когда большой басовик пытаются заставить играть выше путём добавления мини-диафрагмы на месте колпачка динамика, делая такой недо-коаксиал, есть куча минусов. Как правило это сильная изрезанность АЧХ (в обе стороны) и резонансы в районе 2-3 килогерц, а также дырявые внеосевые АЧХ, недостаток разрешения и общая мыльность звука на середине. Вот ровно это там и наблюдалось. Ещё они зачем-то стали продавать Roksan, что мне странно.
Ну и, конечно, я не смог отказать себе в удовольствии немножко по-доброму потроллить консультантов. Поскольку динамики я могу определять уже не только по внешнему виду вплоть до точного кода модели, но ещё и в 80% случаев с закрытыми глазами по звуку с точностью минимум до конкретной серии - тут сказывается огромное количество времени, потраченное на поиск динамиков к нашей акустике и изучение предложений на рынке - процесс был очень весёлым:
- О, Жень, смотри, а вот эта компания вроде бы ставит свои кастомные динамики.
*Подбегает консультант*
- Да, тут кастомные динамики, бла-бла-бла...
- Хм, вот только пищалка тут Vifa XT25 стоковая и басовик Scan-Speak Revelator, тоже стоковый. А полос-то всего две.
*Консультант начинает ковырять пальцем в ладошке*
- Эм. Хм. Гм. Ну, гм, да. Vifa. Scan-Speak. А откуда вы знаете? И вообще, что вы имеете против Vifa и Scan-Speak?
Такие дела :)