Караджи-Тарханкут-Оленевка. Маяк

Aug 31, 2015 10:42


В пятницу набрал коллекцию фотографий на просторах этих ваших интернетов (тм), сейчас попытаюсь что-то хорошее сгенерировать.

Насколько помню, в Киммерии есть два маяка-близнеца, построенных в один и тот же год - 1816-й.

Это Херсонесский и Тарханкутский, о котором, собственно, и пойдет речь.



Он расположен на самой западной точке Крымского полуострова, мысе Тарханкут. Название свидетельствует (в переводе с тюркского) о таком-себе средневековом оффшоре или понтийском дьюти-фри. Происхождение названия полуострова обычно объясняют происхождением от Тархан кут, где крымскотат. Тархан - территория, место, освобождённое от налогов (в XV-XVIII веках земли западного Крыма освобождались от податей, что подтверждалось «тарханными грамотами»), а укр. кут - угол.
В другой интерпретации - свободное, незанятое, богатое. Что практически одно и то же)

Кроме того, Село Оленевка, находящееся здесь, до 1944 года (или примерно) называлось Караджи, что имеет кучу версий. при случае - опишу)

Ладно, к маяку


Он был построен здесь, как уже отмечалось выше, в 1816 году. Свет его лампы с рефлектором распространялся на 17 миль, слышимость сирены - на 6 миль. Башня из белого камня высотой 42 метра и в наши дни указывает путь кораблям, следующим вдоль западного побережья Крыма.


За почти двухсотлетнюю историю тарханкутский маяк неоднократно претерпевал оптикотехнические изменения: изначально на маяке была установлена катоптрическая (от греческого katoptrikos - зеркальный) система света. Такая система на Тарханкутском маяке состояла из 15 масляных ламп, помещенных внутри параболических отражателей. Эта система была защищена стеклянным коническим колпаком, открытым сверху для тяги. В обязанности вахтенного смотрителя входило: своевременная замена топлива, поддержание свечения на определенной мощности, содержание в чистоте ламп и отражателей. Топливом для горения служил... рыбий жир. В 1862 году на Тарханкутском маяке устанавливается самый мощный на Черном море диоптрический аппарат 1го разряда, освещающий сектор моря между мысами Кара-Мрун и Урет. Аппарат был снабжен петролиумовой лампой с пятью светильнями. Осветительная система имела проблесковый режим света.Для этого новый осветительный аппарат установили на кольцевом поплавке, погруженном в круглую ванну, заполненную ртутью. Вращательный механизм (подобно часам с гирями и маятником) приводился в действие тяжелым металлическим грузом, медленно опускавшимся на тросе с 24-х метровой высоты внутри бетонного ствола. Все требования к осветительному аппарату и его транспортировке из Парижа и монтажу разработал сам главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М.П.Манганари.
С 1го января 1883 года на мысе стала действовать первая на Черном море сирена для туманных сигналов. Она приводилась в действие сжатым воздухом.
Так как сирена имела длительное время для подготовки к действию, в 1899 году вблизи башни на деревянных столбах с перекладиной, на высоте 4,8 метров, подвесили колокол, в который звонили с момента наступления ненастной погоды до готовности к действию сирены.
В 1910 году основное топливо заменяется на керосиновое. Новая система освещения добавила работы смотрителям маяка. Теперь в их обязанности входило тщательное слежение за осветительной системой, смена вышедших из строя деталей, чистка оптических компонентов системы. Кроме того, с установкой телеграфной и метеорологической станции, необходимо было держать связь с проходящими мимо кораблями.



В 1934 году Тарханкутский маяк был оборудован радиомаяком с дальностью действия 300 км.В 1949 году на маяке впервые опробовали предложение использовать для зарядки аккумуляторных батарей ветроэлектрический двигатель.
В 1959 году на Тарханкутском маяке появилось электрическая система и автоматика, управляющая ею. Светооптический маячный аппарат ЭМН-500 и сейчас работает практически без сбоев. Система имеет 2 лампы мощностью по киловатту каждая. Горит только одна лампа. В случае выхода ее из строя автоматически включается дублирующая. Лампы были внутри линзы, сделанной из чистейшего горного хрусталя. К сожалению она по каким-то причинам разбилась и была заменена на новую, но уже не хрустальную.
В 1970 году проведена масштабная реконструкция всего маяка: была обновлена вся осветительная техника, сооружены новые жилые помещения для обслуживающего персонала, проведен газ для нужд маячных сооружений. В настоящее время башня Тарханкутского маяка находится в аварийном состоянии - медленно, но верно она наклоняется на северную сторону. Чертежи, по которым был воздвигнут этот памятник архитектуры и истории, утеряны в архивах Санкт-Петербурга. Сколько он еще простоит - никому не известно.



Важно отметить, что во время землетрясения 12 сентября 1927 года маяк не пострадал, хотя башня маяка раскачивалась из стороны в сторону.





Тарханкутский маяк вечером. Моряки в ожидании луча)

Просто душевная картинка


Недалеко от маяка. Тарханкутские скалы урочища Атлеш


Источники фото и вдохновения:

https://vk.com/id58238444?z=photo-48307029_300323074%2Fwall58238444_1050
http://www.vokrugsveta.com/S4/po_moram/gydro.htm
http://ikkyo.livejournal.com/224400.html
http://bike-crimea.com/blog/2011/tarhankutskij-mayak/
http://y-lounger.livejournal.com/35408.html
http://mejvodnoe.ru/tarxankutskij-mayak-segodnya.html
http://krymkurort.net/pages/location/000049-tarhankut
http://www.panoramio.com/user/4396520/tags/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%82
http://olenevka.info/lighthouse/12.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA

Да, для чистоты света навигационного понимания, я на Тарханкуте еще не был, надеюсь побывать!)
Previous post Next post
Up