Конец загадки сейминско-турбинского феномена - новые данные палеогенетики.

Oct 03, 2023 11:24


После выхода двух научных статей где есть данные о сайте Ростовка было окончательно доказано, что никакого отношения семинско-турбинцы (с.-т.) не имеют к уральцам, никакие уральские языки они не распространяли. Давно понятно что семинско-турбинцы (с.-т.) это именно межкультурный феномен, это были именно что торговцы-мастеровые которые двигались между рудным Алтаем и синташтой-абашевым по кромке тайги и лесостепи для торговли, этакие сибирские викинги 2000+-200 гг. до н. э.. Это был сброд из всех местных племен которые можно только представить, были среди них синташтинцы, возможно и абашевцы сметисированные вместе с сибирячками, были среди них ботайцы, предки таримских мумий, были среди них местные западные сибиряки, были среди них алтайцы чемурчекцы и окуневцы (очень похожие на афанасьевцев), были среди них и восточные азиаты. В общем, весь местный сибирский сброд. И только в конце с.-т. феномена там появляются уральцы, причем они имеют очень низкий статус и их захоронения бедны по сравнению с остальными сейминскотурбинцами, вполне возможно что это был просто местный пленный.

В финальной ревизии своего документа они наконец добавили описание захоронений  с полагающимися выводами: «Вместе с доказательствами из имеющихся археологических данных, мы утверждаем, что люди, похороненные в ROT, скорее всего, представляют различные генетические и, возможно, культурные корни, объединенные металлургической сетью ST.

На индивидуальном уровне имеются некоторые свидетельства корреляции между генетическим происхождением обследованных лиц и культурной / региональной атрибуцией их погребальных принадлежностей. Например, костяной бронежилет из могилы 34 (ROT016) имеет близкие параллели с аналогичными предметами, найденными в могильниках синташтинской культуры, таких как сама Синташта или Каменный амбар 5. Остальные погребальные принадлежности демонстрируют местные атрибуты (розеточные оси) или типичны для восточной части ST-феномена (крючковатые наконечники копий). Могила 8 (ROT004) явно демонстрирует восточные типологические атрибуты (крючковатый наконечник копья, керамика). Могила 24 (ROT011) демонстрирует довольно западную типологию, основанную на лезвии кинжала типа NK-14, но в непосредственной близости от нее и явно связанную с ней, был найден восточный предмет, такой как крючковатый наконечник копья, и два местных артефакта (топорик типа K-32 и наконечник копья KD-40). Другие могилы довольно неспецифичны из-за ограниченного количества погребальных принадлежностей, таких как могилы 7 (ROT003) и 10 (ROT006), или имеют местные атрибуты, такие как могила 5 (ROT002). Таким образом, с типологической точки зрения, инвентарь могил представляет собой такую же смесь западных и восточных элементов, как и генетические профили погребенных людей.»

ROT003 XY R1a1a1-M417 R1a1a ca. 4150-3800 BP, stratigraphic context Синташтинец

ROT016 XY R1a1a1b-Z645 U5a1+@16192 2137-1919 calBC (± 2σ)* потомок метиса местной сибирячки и синташтинца, похоронен вместе с сибирской костяной броней такой же которая есть в могильниках синташты

ROT004 XY Q1b-M346 H1 2202-1983 calBC (± 2σ)* местный западный сибиряк, наследует WSHG, смешан с синташтинцами через женскую линию как Q1b в Неплюевском могильнике

ROT017 XY Q1b1-L53 H101 ca. 2200-1850 BC>, stratigraphic context, местный западный сибиряк близкий селькупам и хантам

ROT006 XY R1b1a1a-M73 A10 ca. 4150-3800 BP, stratigraphic context местный западный сибиряк аля таримец-ботаец

ROT011 XY C2a-L1373 C4 2054-1174 calBC (± 2σ)* восточноазиат с Алтая, близкий к афанасьевцам и таримцам-ботайцам

ROT015 XY C2a1a4-F9992 C1e 2133-1919 calBC (± 2σ)* восточноазиат с Алтая практически окунёвец

ROT013 XX - R1b1 ca. 4150-3800 BP, stratigraphic context западносибирячка, близка к ботайцам

ROT002 XY N1a1a1a1a-L392 G2a1 1938-1700 calBC (± 2σ)* байкальский уралец, похож на все местные древние образцы, берущий начало из ранненеолитической прибайкальской китойской культуры, но тогда уже жившие у Саян и в самусьской культуре которая была N1a1a1a1a (Russia_Samus_Tatarka_BA), то есть данный образец самусец. Если рассматривать вопрос с археологической точки зрения, то в его крайне бедном захоронении ничего сейминско-турбинского нет, похоронен с местными атрибутами самуськой культуры, нет всех тех атрибутов характерные для сейминско-турбинцев, а то что его примитивные стрелы похожи на стрелы из другого условно с.-т. захоронения, точнее относящегося с.-т. времени, так это скорее говорит о том что и в том месте захоронены не сейминскотурбинцы, а местные, один раз.

Итак мы видим что данный феномен не зря называют транскультурным, в нем присутствуют индивиды из всех местных культур: синташтинской, елунинской/кротовской, ботайской (таримской), самусьской (на позднейшем или после данного феномена), и вероятно из окуневской и глазовской. Но основой данной торговой сети были синташтинцы, три из 8 из данной сети были синташтинцами хотя бы по одному предку, а еще один имеет компонент вероятно связанный с Синташтой.

















Основной проблемой всех торговцев всегда были грабители, поэтому торговцы всегда были вооружены с ног до головы всеми видами лучшего оружия и броней, это были профессиональные воины, в с.-т. к тому же имеющие статус шаманов-колдунов-ведьм - чтобы местные их боялись и боялись на них нападать, поэтому местные даже боялись грабить их чрезвычайно богатые могилы, хотя они их раскапывали, но ничего оттуда не брали ибо боялись. Этот страх было легко обеспечить, ибо с.-т. были кузнецами-мастеровыми, а это и есть колдовство. Двигались они рекам Иртыш-Тобол и Обь-Тобол между Рудным Алтаем и Синташтой.



В распространении уральского языка с.-т. не участвовали, максимум что сделали это прорядили ряды западносибирцев уменьшив их популяцию, ведь с.-т. были агрессивными воинами, хотя и кране малочисленными, они активно воевали с абашевцами и вообще они использовали санно-лыжный транспорт запряженный в оленей-лосей, и тем самым открыв путь для уральцев, ну и вообще конечно связали Европу и Саяны. Так что уральцы в лучшем случае были те кто нападал на караваны с.-т., хотя никакого влияния с.-т. на уральцев не было, после исчезновения с.-т. ничто в местных культурах не поменялось, уральцы совсем ничего не переняли у с.-т. в культурном плане и их вещами не пользовались. Так что уральцы могли разве что идти вслед сейминско-турбинцам, хотя это скорее дань такой возможности, потому что не шли, а распространялись намного позднее когда с.-т. феномен давно кончился, и их распространение было связано чисто с распространением темнохвойной Тайги.

В финальной ревизии своего документа они наконец добавили выводы которые отрицают что с.-т. были уральцами или как-то с ними связанными, и пишут близко к тому что я: «Благодаря новым данным ROT, мы можем оценить недавнюю гипотезу, которая предполагает, что уральские языки могли использоваться в сети ST, что привело к первоначальному распространению уральских языков по евразийской лесостепи. Геномные профили особей ROT, ассоциированной с ST, действительно относятся к родословной, которая в целом отражает генетическое распределение современных уралоязычных популяций самой северной экологической зоны лесотундры (тайги и тундры). Однако наши результаты также показывают, что ассоциированные с ST особи из Ростовки, вероятно, происходили не из одной популяции, а скорее представляют людей из широкого географического района. Сейма-Турбино представляла собой широтное явление на той же оси восток-запад, где также располагались гипотетические родины предковых уральских подгрупп. Таким образом, наши генетические результаты во временном и географическом отношении согласуются с предположением о том, что распространению уральских языков могло способствовать распространение в пределах сети ST, но не являются ни ясным, ни прямым доказательством. Дальнейшие данные о ДНК древнего человека из северной Евразии помогут прояснить детали более широкого распространения древней сибирской родословной и ее связи с протоуральскоязычными группами.»

Все эти данные прекрасно объясняют один культурный феномен этого феномена - это то что сейминско-турбинцы почти не содержат реальных захоронений, у них все захоронения это кенотафы, а там где есть захоронения как в Ростовке местные поглумились над трупами (впрочем, Ростовка есть практически единственное место захоронений с.-т. с трупами). Ответ оказывается прост и очень банален - как известно кенатафы делают там где воин погиб в одном месте, а живет он в другом месте и нет возможности доставить его тело, особенно это касается моряков погибших в море. Так вот, все сейминско-турбинцы были чужаками везде, их ненавидели и боялись, поэтому они погибали не там где жили, а жили они в очень разных местах и далеких друг от друга, и либо вырывали им могилы там где они жили или наоборот вырывали им в ритуальных целях там где они погибли, а тело отправляли на родину, ну а там где их всё таки хоронили местные над ними глумились так как боялись их при жизни.

Так же разрешилась загадка появления таримских мумий в Тариме - это те самые западные сибиряки из Ростовки-Ботая что как раз двигались на Рудный Алтай  в рамках с.-т. экспедиций и видимо забрели несколько дальше - в Синьцзян, исследуя территорию на природные ресурсы. Собственно, они и хоронили в тех самых лодках в которых плавали по Иртышу-Оби-Тоболу, но в Тариме они уже не могли плавать и выбраться из Тарима не могли.



















Previous post Next post
Up