Опубликован в "НГГ" от 9, 16 и 23 августа 2006 года.
«Трасса петляет как жизнь…»
Одно из самых ярких воспоминаний детства - автомобильные путешествия по стране вместе с семьей. Начинали с округи, затем - Челябинские озера, далее - на Черное море, и апофеозом - по всей европейской части Союза через Москву на Ленинград, Таллинн, Ригу, Вильнюс и через Белоруссию - домой на Урал. Последний раз на автомобиле я ездил из Новоуральска на Украину в Славутич лет десять назад. Но тогда я был даже не вторым, а третьим «рулем», то есть, фактически пассажиром.
А позже, напуганные статьями в СМИ, сюжетами по ТВ, посвященными бандитизму на дорогах, мы от автопутешествий отказались. Да и дети были еще слишком маленькими для такого рода отпуска.
Решение принято
Вообще-то мы каждый год с семьей выезжаем на Черное Море. Но - поездом. А в этом году, словно засвербило что-то. Хотя, понятно, что.
Если раньше моя десятилетняя «Волга» (ГАЗ-31029) ломалась, образно говоря, через каждые 50 километров, то теперь, после замены в ней всего что только возможно, неожиданно обнаружилось, что «старушка» еще очень даже ничего. И вполне готова к дальнему пробегу. Единственное что огорчало, так это постоянные протечки масла. Впрочем, это беда всех изделий Горьковского автозавода. Фраза «Если из «Волги» не течет масло, значит его там просто нет» выдумана давно и не мной. Есть в этом и маленький плюс - в двигателе постоянно свежее масло. Однако есть и минус - страдает окружающая среда.
Кроме готовности автомобиля, оказалось, что и дети как-то незаметно подросли (сыну исполнилось тринадцать, а дочке - десять лет), и тоже разом загорелись от идеи отпуска на колесах.
И когда как-то вечером жена с карандашиком в руках стала показывать мне по старенькому атласу наш маршрут, я понял, что путешествие неизбежно, и подчинился мнению большинства. Впрочем, я и сам этого хотел.
Маршрут
По традиции, выехали рано, в половине седьмого утра. И через Билимбай - на Пермскую трассу. Совершенно убитый, какой-то подлый участок дороги Тарасково - Починки - Билимбай - глубокие поперечные трещины, такие же глубокие ямы. В одну из таких трещин я и влетел, да так, что в ближайшей шиномонтажке пришлось выправлять диск. Слава Богу, это была единственная неприятность. В самом Билимбае дороги хорошие, а уж после выезда на Пермскую трассу - вообще, прелесть.
Конечная точка путешествия - Нижний Новгород, а точнее - поселок Лукино в двадцати километрах от Нижнего, где проживают и здравствуют родители жены. Маршрут в общем-то традиционный: Новоуральск - Билимбай - Пермь - Ижевск - Казань - Чебоксары - Горький. Но перед самым отъездом мой старинный товарищ по работе на УЭХК и Чернобыльской АЭС, а ныне - дальнобойщик Серега Просняков подсказал мне иную дорогу.
После Суксуна надо повернуть на юг (Орда, Чернушка, Куеда) и через Чайковский и Воткинск сразу же выходишь на Ижевск. Во-первых, эта дорога еще не очень широко известна, а значит, она абсолютно не загружена транспортом (редко-редко попадется встречная машина, а попутных, кажется, не было и вовсе). Во-вторых, эта дорога короче традиционной эдак километров на сто - сто двадцать. Ну и, наконец, следуя этим маршрутом, мы минуем огромный, загруженный транспортом под завязку с весьма запутанными улочками и проблемными развязками город - мегаполис Пермь.
Однако, следуя этим маршрутом, возле Ижевска не попадаешь на объездную и приходится ехать через весь город. Впрочем, перед Ижевском довольно-таки сильно напутано с указателями, и, скорее всего, мы просто проскочили развилку.
Тем, кто пожелает воспользоваться этим маршрутом, порекомендую сразу же после Чайковского за плотиной остановиться на отдых на берегу Воткинского водохранилища - водичка теплая, песочек, правда мелко, но какой кайф после десяти часов дороги искупаться, поплавать, перекусить, а то и вздремнуть минуток двадцать. Ощущение - как заново родился.
Дороги…
Полностью согласен с теми, кто утверждает, что именно строительство дорог, автомагистралей могло бы стать национальной идеей для возрождения России. Строительство дорог - это масса рабочих мест, производство дорожной, ремонтной и строительной техники. Это создание обслуживающей инфраструктуры - автозаправочные станции, автосервис, мастерские, магазинчики, кафе, гостиницы. Это значительная экономия топлива и защита окружающей среды. Качественные автодороги - это в конечном итоге безопасность всех участников дорожного движения.
Федеральная трасса М7 Казань - Москва со столь звучным названием «Волга» совсем не соответствует заявленному уровню. И если около Казани к дороге никаких нареканий, то после Чебоксар и до границы Нижегородской области дорога узенькая, отвратительного качества и основательно забита транспортом.
Перед самым Нижним нам пришлось часа три тащиться в многокилометровом потоке фур, грузовиков и легковушек со скоростью 30-40 км в час. Обогнать кого-либо невозможно - навстречу точно такой же поток. Пробовали постоять на обочине, попить чайку, перекусить, то, се, долить маслица, одним словом - пропустить, переждать эту транспортную кишку. Бесполезно. Минут через двадцать после отдыха вновь утыкались в хвост этому чудовищу.
Сама же дорога… Представьте, что гребенка (или, если угодно, стиральная доска) чередуется с участками дороги, где на каждое колесо - три-четыре продольных колеи. И так - по несколько километров. Возможно, что для большегрузного транспорта эти колеи, что мертвому припарка, но мою «Волгу» на такой дороге начинает таскать, и удержать ее довольно-таки трудно, приходится снижать скорость. Хотя и большие машины…
На следующий день после нашего приезда в Горький все центральные каналы обошло сообщение об аварии на автомагистрали Казань-Москва на подъезде к Нижнему Новгороду. Помните, КАМАЗ вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом, направлявшемся из Уфы в Москву. Пять или шесть пассажиров автобуса погибли. По телевидению сообщили, что виновника ДТП направили на наркологическую экспертизу, а я почему-то сразу вспомнил эти продольные колеи, и подумал, что водитель КАМАЗа просто не сумел удержать машину на своей полосе.
Конечно, таких участков не очень много, в основном дорога достаточно приличного уровня, но в памяти остаются именно такие проблемные трассы.
…и бездорожье
Черт его знает почему, однако домой мы решили отправиться по неизведанному северному пути. Обратный маршрут выглядел таким образом: Нижний Новгород - Семенов - Шахунья - Киров - Кирово-Чепецк - Глазов - Игра - Пермь - Билимбай - Новоуральск. По старому атласу (1976 года) дороги между Кирово-Чепецком и Глазовым просто не существовало. Однако прошло тридцать лет, и уж наверняка, предположили мы, автодорога построена.
Решение, в принципе было правильным. И прежде всего потому, что северная дорога оказалась в лучшем в сравнении с Казанской трассой состоянии и совершенно свободная.
Маленький совет тем, кто поедет этим маршрутом. После Яранска следует повернуть направо на Советск (указатель на Киров рекомендует ехать прямо). Дело в том, что в Советске ввели в эксплуатацию новые мосты через реки Пижма и Вятка (не обозначены даже на новом атласе), что позволило сократить дорогу на участке в 350 километров (от Яранска до Кирова) более чем на 70 километров.
После Кирово-Чепецка до Зуевки идет сначала асфальт, затем - бетонка (вплоть до деревушки Фаленки). А вот дальше - грунтовка. Неделю до этого в Кировской области и Удмуртии шли дожди (этот участок дороги как раз на границе двух субъектов Федерации). Почва глинистая, жирная, красного цвета. Строительство дороги идет, но пока в начальной стадии, хотя дорожные знаки уже имеются. В одном месте сползла с дороги и завалилась набок фура, в результате чего произошел затор. Водители других фур и грузовиков объезжать завалившийся прицеп опасаются - курят, чешут в затылке. Рискнула сначала ГАЗЕЛька, за ней сунулся и я (больше легковушек не было) и через несколько километров за Яром прекрасная дорога.
Это - единственный участок бездорожья (около 50-ти километров), но пройдет совсем немного времени и новая магистраль будет открыта, и тогда наверняка поток транспорта из Сибири и Урала пойдет по северному пути.
«Пикник на обочине»
Там же на северной трассе по обеим сторонам дороги через каждые три-четыре километра съезд с трассы на полянку, где обустроены столик и лавочки под навесом и плакатики: «Берегите лес, убирайте за собой мусор». Все чистенько, добротно, лавочки, столик и навес раскрашены яркими красками, так что видно издалека. Очень удобно, а организовывают все эти места отдыха местные лесничества. Но, к сожалению, такие местечки встречались нам только в Горьковской и в Кировской областях.
А вообще-то мы останавливались там, где округа радовала глаз. Но конечно же лучше всего с трассы съехать. Пить кофе на капоте, когда мимо проносится кавалькада автомобилей, это, я вам скажу, малоприятное занятие. Вот уж когда чувствуется скорость! Поток воздуха настолько сильный, что, кажется, вот-вот, и затащит тебя на дорогу. Машина, по крайней мере, реагирует покачиванием на каждый пролетающий болид.
В принципе, остановиться и перекусить можно и в придорожных кафе. Кормят довольно-таки вкусно, и цены, скажем так, не заоблачные, реальные. Кафешки, конечно же, разные - есть очень приличного уровня, но есть и такие, что невольно вспоминаешь и советские «столовки» с тучами мух, жирными тарелками и ложками, толстыми тетками в застиранных халатах и прочими прелестями.
Но, кстати, об одном завоевании социализма, которое на трассе от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода нам не попалось ни разу, стоит пожалеть. Речь идет о кемпингах для автотуристов. И куда только подевались эти симпатичные с десятками домиков (каждый - на одну семью), с охраняемой автостоянкой, со спортивными площадками, магазинчиками, кафешками турбазы? Скорее всего, оказались в наше рыночное время нерентабельными. Да и путешествующих на легковых авто все-таки немного. Значительно меньше, чем во времена Союза.
Зато вместо кемпингов появились красивые придорожные гостиницы, но цены в них, извините, кусаются, да еще как. Правда, можно заплатить за стоянку и ночевать в машине, но это если один, а если с семьей? Гостиницы, как правило, построены рядом с АЗС и постами ГАИ. И в то же время у меня создалось ощущение, что расположены они как-то сумбурно: в одном месте на протяжении километров двадцати можно встретить с пяток гостиниц и АЗС, зато потом - ни одной.
Ночевки
На маршруте в полторы тысячи километров хоть как придется остановиться на ночевку. Еще дома нам рассказывали, что в средней полосе в деревушках на дорогу выходят бабульки с плакатиками в руках, приглашающих на ночевку в деревенском доме. И машину загонят во двор, и в баньке можно помыться, и все это удовольствие - по 150 рубликов с человека.
Увы и ах. Ничего подобного на нашей дороге мы не встретили. И, прежде всего потому, что трасса редко когда проходит через деревеньки. Своротки, да, есть. Но чтобы возле свороток стояли бабульки с плактиком… Нет, конечно, местные жители на обочинах встречаются: торгуют черникой, грибами, разной снедью, но ночевать к себе никто не зазывает.
В общем, когда мы уже всерьез начали строить планы ночевки в машине и жалеть, что не захватили палатку и надувные матрасы, на пути возникло придорожное кафе, больше напоминающее забегаловку. А рядом, в трех километрах, городок Алнаши. И вот в этом-то кафе, куда мы заглянули поужинать и разузнать насчет гостиницы, я впервые увидел «плечевых» - верных спутниц дальнобойщиков. Маленькие, крепко сбитые, кривоногенькие, без малейшего намека на талию, в коротких юбчонках, расфуфыренные, накрашенные так, что мама не горюй, барышни мирно беседовали с работницами кафе в ожидании клиентов.
Уродство, как и красота, привлекает внимание. И если мы с женой еще как-то сдерживались, то наши детки вовсю пялились на это чудо природы. Да так откровенно и недоуменно, что чуть позже пришлось их пересадить спиной к работницам большой дороги. Именно эти барышни и объяснили нам, как проехать к гостинице.
Обычный двухэтажный домик, один подъезд которого отдан под гостиницу. На втором этаже три комнатки. На первом этаже - горничная и «удобства» - умывальник с холодной водой и унитаз. Все. Но как в порядочных гостиницах заполнили карточку гостя, чуть споткнувшись, правда, на графе «Цель приезда». В конце концов, написали - «проездом». Получили ключ. В номере - две кровати с панцирной продавленной сеткой и два стула. В общем, семья устроилась, а я ночевал в машине. С утра горничная предложила свежего парного молочка, но мы решили позавтракать в другом месте. За двухместный номер с нас взяли 300 рублей. Наша семья были единственными посетителями. А буквально через 20 километров перед нами оказался роскошный мотель с автостоянкой, где мы и позавтракали.
На обратной дороге мы ночевали в еще более забытой богом Зуевке, однако гостиница была не в пример роскошнее. На выбор нам предложили или трехместный номер (по 500 рублей с человека) или двухместный двухкомнатный люкс (по 600 рублей с человека). Мы взяли люкс, где помимо двух кроватей находился раскладной диван, была горячая вода, душ, телевизор и прочие блага цивилизации. В гостинице кроме нас ночевали еще два водителя «Газели». С утра местный абориген с помятым ведром и грязной тряпкой предложил мне помыть машину за двадцать целковых. Пожалел мужика, выдал ему двадцатку на опохмел просто так. И снова в путь.
Заправки
В городском режиме моя «старушка» пожирает 14-15 литров на сто километров. Собственно из этой цифры да еще из стоимости бензина А-76 (по 14-50 за литр) я и исходил, когда сравнивал стоимость железнодорожных билетов до Нижнего Новгорода и стоимость бензина. В любом случае, на машине выходило дешевле чуть ли не в два раза.
Первая и приятная неожиданность меня ожидала после первых ста километров пути. Сразу же после выезда на Пермскую трассу одна за другой пошли АЗС, где литр бензина А-76 стоил всего-навсего 13 рублей.
В Пермской области стоимость бензина варьируется от 14 до 14-50 рублей за литр. А вот в Удмуртии перед самым Ижевском были вынуждены заправиться по 15-40 за литр. Залили, правда, всего 10 литров, и правильно сделали, поскольку уже на выезде из Ижевска на АЗС той же самой компании литр бензина стоил почему-то 14-20 рублей.
И в Татарстане можно заправиться от 13-40 до 14 рублей за литр. Зато в Чувашии цены взлетели сразу же до 15 рублей за литр, впрочем, Чувашию мы проскочили на дешевом бензине. Зато как было приятно въехать в Горьковскую область. Первая же заправка, и радостное удивление - всего 12-80 за литр. Но, конечно же. наряду с дешевыми АЗС соседствуют и фирменные заправки, где цена не менялась на всем протяжении пути. Зато фирменные АЗС гарантируют качество. Впрочем, я заправлялся дешевым бензином, и тоже не жаловался на качество. В общем, проблем с бензином на всем протяжении пути не было. Как не было и очередей на АЗС.
Что касается прожорливости моей «Волги», то старушка показала на трассе весьма удовлетворительный результат. За 1494 километра пути от Новоуральска до Нижнего Новгорода мы залили 140 литров бензина. То есть чуть меньше 10 литров на сто километров. Замечательно.
продолжение. "Трасса петляет как жизнь" Часть 2 -
https://dmytrynikanorov.livejournal.com/3777.htmlДмитрий НИКАНОРОВ