Опубликовано в "НГГ" №42 от 26 октября 2016 года
На минувшей неделе Новоуральский технологический колледж (в недавнем прошлом СГПТУ-2) отметил свое 50-летие. Юбилей одного из старейших учебных заведений среднего профессионального образования - это повод не только пропеть дифирамы (абсолютно заслуженные) замечательному коллективу, но и начать серьезный разговор о проблемах образования.
Богатый ребенок, бедный ребенок...
Чтобы проиллюстрировать в каком положении находится сейчас среднее профессиональное образование в Новоуральске, приведу пример. Представьте себе семью, в которой один ребенок (лоснящийся, упакованный по самое не хочу) просто таки ужирается так, что колбаса аж из ноздрей лезет, а другой - худой, в каких-то рваных обносках, вечно в поисках крошки хлеба. Ведь не может же быть такого в семье, правда? Это даже не Золушка, это вообще черт знает что.
Однако данный пример прекрасно иллюстрирует подходы к образовательным учреждениям в нашем городе. Сытый, капризный, балованный, прекрасно одетый и немного двуличный ребенок в приведенном примере - это школьное образование. А вот вечно голодным ребенком, худым и скудно одетым как раз и является среднее профессиональное образование (ох, уж этот новояз).
Чей кошелек?
Как же сложилась такая ситуация? Все школы (за исключением коррекционных 50-й и 59-й, которые подпадают под юрисдикцию Министерства общего и профессионального образования Свердловской области) относятся к муниципалитету. И, следовательно, финансируются тоже из местного бюджета.
Колледжи... Да, надо сказать, что в системе профобразования в нашем городе состоят Новоуральский технологический колледж, Уральский политехнический колледж при НТИ НИЯУ МИФИ и филиал медицинского колледжа. Для читателей моего поколения, дабы не запутаться, поясняю, что Новоуральский технологический колледж объединяет два бывших профтехучилища - СГПТУ-2 и СГПТУ-37, а Уральский политехнический колледж при НТИ НИЯУ МИФИ - это в прошлом Уральский политехникум (УПТ).
Новоуральский технологический колледж подчиняется Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, то есть относится к субъекту Федерации. Финансирование производится из регионального кошелька.
Уральский политехнический колледж - это федералы, у них кошелек в Москве. А медицинский колледж - это ведомственное учреждение, то есть они даже к Министерству образования не относятся, а подчиняются непосредственно Министерству здравоохранения Свердловской области, соответственно и финансируются оттуда же.
Золотая эпоха
В прежние времена колледж, а точнее профтехучилище каких-либо проблем с финансированием не испытывало. Учащиеся обеспечивались спецодеждой, для них было бесплатное питание, коммунальные услуги оплачивались из бюджета города. Студенты проходили практику на предприятиях города, а после окончания училища все получали распределение на работу. Работали мастерские, выполнялись производственные заказы, то есть учебное заведение не только тратило, но и зарабатывало деньги.
В училище на Чкалова (СГПТУ-2) одновременно постигали азы профессии около 1200 человек, а в МКР-15 (СГПТУ-37) - более семисот студентов.
Токари, фрезеровщики, слесари, прибористы, швеи, продавцы, товароведы и повара - это далеко неполный перечень рабочих специальностей, которыми овладевали ребята и девчата. Учащиеся СГПТУ часто становились победителями и призерами самых разных общегородских и областных спортивных соревнований, участвовали в смотрах художественной самодеятельности, в комсомольских субботниках и уборке урожая на полях совхоза Уральский, на традиционных вечерах играл собственный вокально-инструментальный ансамбль...
В училище принимали после 8-го класса, но и те, кто окончили среднюю школу и не поступили в институт, могли в течение года (а точнее, 10-ти месяцев) приобрести навыки той или иной профессии, получить диплом и дальнейшее трудоустройство. Аудиторий не хватало, приходилось учиться в две смены.
А по окончании училища выпускников охотно принимали на основное и вспомогательное производство УЭХК. Некоторые подразделения, такие как объект 17 (в дальнейшем Приборный завод), были почти полностью укомплектован выпускниками (и выпускницами), получившими специальность слесарь КИПиА (контрольно-измерительных приборов и аппаратуры).
Те из выпускников, кто хотел продолжить образование, получали льготы и привилегии при поступлении в высшие учебные заведения.
Все закончилось с развалом Союза. Не сразу, но постепенно и целенаправленно стала разрушаться советская система образования в целом, и среднего профессионального образования, в частности.
Спасительное Положение...
Школьное образование удалось в какой-то мере спасти. По крайней мере в Новоуральске. И то, уже в нулевые двадцать первого века. Однако получилось как всегда - со значительным перекосом.
Финансирование школ производилось из муниципального бюджета, однако годы были тучные и бюджет формировался в Новоуральске. Все налоги и сборы оставались у нас, и город был заинтересован в увеличении бюджета.
А затем наступил 2006-й год. И в соответствии с новым налоговым кодексом все наши налоги (за исключением четырёх) стали уходить в область и в Москву. А Москва и область в свою очередь, стали выделять Новоуральску субвенции и дотации. Но на целевые программы, заранее оговоренные мероприятия и прочее.
В преддверии этих событий администрация Леонида Пенских, стараясь максимально сохранить поступающие налоги в городе, разрабатывают вместе с Управлением образования и принимают Постановление о премировании в школах. Название не точное, но нам важна суть.
В соответствии с этим Постановлением разрешалось начисление премий по самым разным причинам, какие только придут в голову. Начиная от подготовки ученика к какой-нибудь Олимпиаде или же культпохода в кино и заканчивая получением золотых и серебряных медалей (чем больше медалей, тем выше премия). То есть буквально - за всё. А что плохого в медалях, спросит читатель. В общем-то, ничего плохого, если только медалистов не создают искусственно, ради премии, ради показухи. Не понимая (а может и понимая прекрасно), что тем самым они ломают психику ребенка и калечат его будущее.
Депутаты на одном из заседании Думы дружно подняли руки, тем самым закрепив спасительное Постановление законодательно.
И хотя учительская ставка оставалась по-прежнему невысокой, однако за счет премий и разного рода стимуляций пошел мощный прирост зарплаты. Причем особенно заметно это коснулось руководства. Я при подготовке данного материала заглянул любопытства ради на сайт Администрации Новоуральского городского округа. Так вот там, в рамках противодействия коррупции опубликованы сведения о доходах и имуществе в том числе и руководителей муниципальных образовательных учреждений, то бишь школ.
При беглом просмотре этого документа (за 2015-й год) можно сделать вывод, что директорский корпус у нас - сплошь трудоголики, не выходящие из школ сутками, и остается только порадоваться за этих безусловно уважаемых и весьма почтенных господ. Ибо ежегодный доход у них варьируется от полутора до двух с лишним миллионов рублей. Что в пересчете по месяцам дает зарплату значительно выше ста тысяч целковых.
Пасынок
Несмотря на то, что у нас три колледжа, говорить мы будем только об одном - о Новоуральском технологическом, о юбиляре. Хотя проблемы, повторим, общие.
Было бы неверно утверждать, что руководство города невзлюбило колледж. Нет, даже в лютые 90-е находилась возможность как-то помочь училищу. Бюджет города формировался в Москве, при его составлении помощь колледжам, естественно, закладывали. Москва каких-либо препятствий не чинила.
А затем законодательно на уровне государства произошло разделение субъектов по полномочиям. То есть субъект муниципального уровня, читай - Новоуральский городской округ, отныне не имел права оказывать поддержку субъекту регионального уровня, то есть Новоуральскому технологическому колледжу. Впрочем, вплоть до 2008 года из муниципального бюджета продолжали оплачивать коммунальные расходы учебного заведения.
А затем наступил коллапс. На балансе технологического колледжа - тринадцать зданий. И всем им для нормальной эксплуатации требуется потребление электроэнергии, тепла, горячего и холодного водоснабжения, отведения стоков и прочее.
Была попытка сдать какую-то часть площадей в аренду, чтобы хоть как-то снизить платежи за коммуналку. К примеру, здание колледжа в 15-м микрорайоне полностью не эксплуатируется, а содержать его в должном состоянии необходимо. Да только как сдать, если в городе переизбыток свободных площадей. Ну и потом, там специфическая территория, если сдавать в аренду часть здания, то так, чтобы это не мешало образовательному процессу. То есть, необходимо, чтобы отдельный вход был, чтобы не пересекались потоки.
В прежние годы колледж благодаря свой станочной базе и высочайшей квалификации мастеров и рабочих мог заключать договора, выполнять заказы и зарабатывать таким образом деньги. Но тут незаметно подкрался новый закон, так называемый девяносто четвёртый. Который обязывал любой муниципальный заказ, любую работу проводить через конкурсы. А значит и эта возможность продержаться на плаву исчезла.
Гранты
В 2008-м году колледж принял участие в конкурсе и выиграл грант Свердловской области, на этот грант приобрели великолепное оборудование для подготовки операторов станков с ЧПУ (числовым программным управлением).
В следующие годы (2009-2010 годы) приняли участие в нацпроекте и тоже выиграл грант на сорок миллионов. Но, будем откровенны, ни участие, ни победа не состоялись бы, не будь помощи и поддержки от УЭХК. Сорок миллионов были потрачены на приобретение оборудования и обеспечение производственной практики на базе УЭХК по трем профессиям (на пять лет), ремонты помещений, великолепное, самое современное оборудование для обучения профессии слесарь КИПиА.
Между тем финансовое положение преподавательского состава оставалось (и остается по сей день) чудовищно низким. Мастера, преподаватели уходили (и уходят) из родного коллектива не только из-за маленькой зарплаты, но еще и потому не было (и до сего дня нет) ни малейшей ясности - на какие специальности будет производиться набор учащихся, да и будет ли вообще хоть какой-то набор.
Скажем, профессия операторов станков с ЧПУ в городе не востребована. После выигранного гранта подготовили столько, сколько было необходимо для комбината, а дальше... И оборудование простаивает уже второй год, и специалисты ушли... Не учат сегодня и другим, некогда чрезвычайно востребованным специальностям. Ни слесарей, ни токарей, ни фрезеровщиков, ни наладчиков, ни станочников в колледже сегодня нет. Как нет и тех (за редчайшим исключением) тех, кто смог этим профессиям ребят обучить.
Кусочек хлеба
В прошлом году субсидия на выполнение госзаказа составила более 53 миллионов рублей. В этом году колледжу выделили всего лишь 31 миллион. Почти в два раза меньше. И надо суметь распределить эти деньги и на подготовку специалистов, и на ремонт, и на коммуналку, и на зарплаты педагогам и мастерам, и на завтраки...
А что там на завтрак? Стакан чая и хлеб? Вот и падают ребята в обморок от голода. Прямо у станка. Большинство из тех, кто учится в колледже из неблагополучных и неполных семей, у многих ребят вообще нет родителей. Для иногородних колледж - это зачастую единственная возможность хоть что-то перекусить.
Вот сейчас бы еще добавить миллионов восемь на питание, чтобы хоть обед был полноценным. Восемь миллионов - это ведь совсем немного. Разделите на десять месяцев, да еще на 600 обучающихся, да еще 22 учебных дня (без учета суббот и воскресений), вот и получится - скромный обед за 60 рублей.
И вот эти восемь миллионов совершенно точно депутаты смогли бы найти в городском бюджете. Кстати, в депутатском корпусе среди прочих незамутненных лиц парочка школьных директоров есть точно. Может они как-нибудь помогли бы? Уж если на нужды образование город ежегодно направляет более полутора миллиардов рублей, то что такое 8 миллионов? Это всего лишь полпроцента от этой величины.
А еще вот о каком случае мне рассказали. Паренек во время обеда в столовой заворачивает два кусочка хлеба в салфетку. Подходит мастер и говорит, ну что ты, тебя же никто не ограничивает, ел бы прямо тут. А паренек и отвечает - это я сестренке. Домой...
Вот так. Два кусочка хлеба, завернутые в бумажную салфетку для голодной сестренки. И два миллиона рублей ежегодного дохода у директора школы...
Никогда не задумывались, как начинаются революции?
продолжение следует
Дмитрий Никаноров