Чем больше оперу ты слушаешь, тем больше любишь ты её.
Свершился мой долгожданный поход в кинотеатр на прямую трансляцию оперы Вагнера из Метрополитен опера. 31-го октября мы с женой в половине шестого отправились на машине в центр, оставив дома с бабушкой и дедушкой двухгодичного сына, который, хватая нас за руки, когда мы уходили, с недоумением вопрошал «А я?! А я?!». В 19:00 мы устроились в удобных креслах кинотеатра «Формула Кино Европа», чтобы погрузиться в иной мир.
Дирижировал оркестром знаменитый Джеймс Ливайн. Он был в инвалидном кресле, но излучал большую энергию, отдавался полностью любимому делу. Некоторые его порывистые движения оставили меня в недоумении, но музыканты, видать, его понимали. Во время увертюры нам показывали попеременно то его, то музыкантов. Несомненный положительный момент просмотра оперы не в театре, а на экране - это то, что вам близко показывают тех музыкантов, которые в данный момент играют на инструментах. Это вполне увлекательное зрелище, видеть, как извлекаются звуки из инструментов, будь то скрипка, контрабас или, например, валторна, фагот или флейта. Хореография в конце увертюры была скучной. Хореограф Норберт Весак показал нам некую вялую оргию в царстве Венеры. Потом проснулись сама Венера и Тангейзер, до этого лежавшие на сцене. Я никак не могу привыкнуть к полным и бесформенным актерам, призванным играть стройную красавицу или мужественного рыцаря. Вот и Мишель де Янг и Йохан Бота меня неприятно поразили. Это просто нелепо. Голоса у толстяков хорошие, но игра, там, где она была, была неубедительной, а певцы неуклюжи. Мне показалось, что дуэт был затянут. Видимо, Ливайн постарался. Немецкий язык был ужасен, и невозможно было разобрать ни слова даже там, где слова знакомы. Было скучно. С трудом дождался «мальчика» с флейтой. Потом появились рыцари, которые, наконец, вдохнули жизнь в действие. Выделились стройные Вольфрам в исполнении Петера Маттеи и Ландграф Герман в исполнении Гюнтера Гройссбёка. Последний, тем не менее, мог бы быть и более басовитым. Во втором акте оба отлично исполнили незабываемые арии.
Самой яркой звездой засияла Эва-Мария Вестбрук, исполнившая роль Елизаветы. Голос мощный, и играла она лучше, чем некоторые. Вестбрук открыла второй акт очень живой арией, далее великолепно исполнила дуэт с Ботой, и после ещё не раз украсила своим мастерством драматические моменты в опере, самый запоминающийся из которых, это, конечно же, тот, когда она своим громким повелительным голосом остановила жаждущих убить Тангейзера рыцарей.
Во втором акте также хорошо проявил себя хор. Он и в других актах был великолепен, но во втором сам Вагнер создал все условия, чтобы хоры разных театров могли бы соревноваться в мастерстве. Хвалу Герману воспевали разными голосами мужчины и женщины, по очереди и вместе, завораживали согласованностью и мощностью. Во втором акте и Бота немного оживился, спорил наравне с Вольфрамом Маттеи, больше двигался, а в конце убедительно горевал в сторонке.
Третий акт на фоне второго, полного действия и людей, показался скучноватым, и только Маттеи, исполнивший красивую арию, и Бота, рассказавший о своём путешествии в Рим, скрасили его. Всё-таки Бота в третьем акте выдавил из себя всё, что мог, и мы таки увидели некую игру и эмоции, завладевшие нашим вниманием. В итоге: Йохан Бота хороший певец с великолепным голосом, но он совсем не имеет играть. Актёрского таланта у него нет. Если же слушать его в студийной записи, то, думаю, удовольствие будет полным.
Постановка Отто Шенка старая, ей почти 40 лет, и держится она на сцене, видимо, за неимением лучшей. Декорации скудные, хотя и пытаются передать атмосферу. Костюмы исторические. Ко всему прочему на экране в кинотеатре изображение немного темнее оригинального, которое вы бы увидели в самом театре, отчего сцены кажутся чересчур мрачными. Но спасибо режиссёру-постановщику хотя бы за то, что он не придумал что-то своё с голыми стенами или с современными героями.
Сам кинотеатр в этот раз расстроил. Во-первых, слева трещала колонка и искажала немного высокие и звонкие звуки издаваемые певцами и некоторыми духовыми. Во-вторых, звукоизоляция зала подвела: время от времени из соседних залов был слышен грохот и гул, сопутствующие какому-то параллельно идущему фильму, и создавали неприятный фон для нашей музыки. В-третьих, тут я сам виноват, не узнал заранее, что автопарковка в ТЦ «Европейском» платная и дорогая. В следующий раз («Турандот» 30-го января) надо бы сходить на оперу в другой кинотеатр.
Показы «Тангейзера» будут ещё в записи. Поэтому сходить рекомендую каждому, кто хоть немного проявляет интерес к опере. Несмотря на минусы постановки и игры двух актеров, услышать громко музыку Вагнера, великолепные голоса и оркестр стоит! Я между делом вспомнил о современной ужасной постановке «Кольца Небилунгов» в Мете и подумал, что только ради музыки и голосов я бы вытерпел ужас на сцене, даже сознавая то, что происходящее на сцене - неотъемлемая часть хорошей оперы.
Другие трансляции в кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD:
http://www.theatrehd.ru/ru/scheduleКопия этой записи в моем другом блоге:
http://www.murashev.com/blog/тангейзер-в-мет-2015/