О приключениях и ответственности

Feb 25, 2014 00:10

На редкость своевременная статья дона Артуро

Для вновь прибывших: иногда (реже, чем хотелось бы) я перевожу статьи Артуро Переса-Реверте, опубликованые в испанском еженедельнике "Семаналь". Предыдущие опыты можно увидеть в этом жж по тегу "Реверте" - они идут без замка.

Несколько дней назад в Пакистане, недалеко от границы с Афганистаном, напали на молодого испанца, путешествовавшего вокруг света на велосипеде. Ему удалось спасти свою шкуру, но в ходе операции шестеро из сопровождения были убиты и еще девять - ранены. Это произошло в провинции Белуджистан, в районе, который испанское Министерство иностранных дел называет "очень опасным": там находятся лагеря наркомафии, талибов и радикальных исламистов, а террористические акты устраивают постоянно. За прошлый год там были жестоко убиты около шестидесяти человек. За день до этого террористы атаковали испанскую военную базу и устроили взрыв в автобусе с паломниками-шиитами: погибли около тридцати пассажиров, в их числе женщины и дети. И тут-то наш соотечественник, привлеченный опасностью, решил сунуть нос в этот район, а пакистанские власти организовали ему вооруженную охрану. Эти ребята хорошо сделали свою работу: они упорно сражались и доставили парня в безопасное место, где на него обратили-таки внимание испанские власти. Конец серии.

До этих пор все как всегда: наивный и храбрый путешественник, жертвующие собой представители местных властей и испанская дипломатия, которой как бы и нет. Испанский велосипедист по профессии - инженер-химик, должно быть, временно безработный. Наверняка он ведет дневник своего путешествия, какой-нибудь блог, день за днем, пункт за пунктом, меняет статусы в социальных сетях. И разумеется, да простит меня этот молодой человек за занудство, есть и другой взгляд на это проишествие. Нападение случилось в зоне повышенной опасности, о которой ему сообщили, и все же он решил поехать туда. Это у путешественников с Запада уже становится дурной традицией: считать, что в опасных зонах местные власти обязаны защищать их любой ценой, а если возникнут проблемы, то Министерство иностранных дел должно вмешаться, вытащить их и вернуть домой. Включая такие районы, где и местные жители, даже военные, не могут рассчитывать на спасение.
Слишком много таких искателей приключений, как мне кажется. Тех, кто считает, что в жизни, как и в героических фильмах, выживают самые лучшие. Или многие витающие в облаках оптимисты и наивные дурачки думают, что для всех людей на земле человеческая жизнь священна, тогда как в большинстве регионов земного шара она не стоит и ломаного гроша. Об этом наверняка говорили и той итальянской актрисе Пеппе, почти что свинке, которая решила ради установления всеобщего мира на Ближнем Востоке проехаться там автостопом в белом платье невесты. И разумеется, так как в мире полно подлостей и ужасов, ее изнасиловали и убили в Турции, и не потому, что она женщина, а потому что это предприятие было большой глупостью. О ней говорить я не могу, но таких туристов-дуристов, глупоприключенцев, еще много, и о них говорить следует. Тех, кто внезапно обнаруживает, что в джунглях есть дикие звери, в морях - акулы, а на пустынных райских пляжах (да потому они и пусты несколько веков, идиоты!) случаются цунами. А на войне есть пули, которые жужжат и убивают. В общем, в телепрограммах нередко показывают возмущенных туристов, которые решили было проехаться в опасный регион и угодили там в тюрьму, а затем неудачно нагнулись за мылом в тюремной бане.
Некоторые из моих друзей, да и я сам - позвольте мне сослаться на личный опыт - пользовались военной охраной, отправляясь на территорию команчей. А случалось, уходили и без охраны. И бывало, что в Ливане, в Сальвадоре, на Балканах и в других подобных местах люди, защищавшие нас, погибали. Спросите об этом Маркеса, Герву, Альфонсо Рохо, Рамона Лобо... Мигеля Гиля, в Сьерра Леоне, и Хулио Фуэнтеса, в Афганистане, убили тогда, когда они находились без охраны, и, возможно, она бы тоже не помогла. Но тут речь идет о профессиональных военных репортерах на сложном задании. Когда наличие охраны, как и то, что тебя могут убить - часть твоей работы. Так оно и есть. Дипломаты приходили к нам на выручку крайне редко, но возмущения это не вызывало. Никто не вытаскивал нас, к примеру, из Вуковара, пришлось выбираться самим. Или из Эритреи, где одному моему знакомому дали "калашников" и сказали: "Граница Судана в ста пятидесяти километрах, доберешься - будешь жить". Никто не протестовал, и родственники не засыпали жалобами Министерство Иностранных дел. Такова эта опасная работа. Таковы правила.
Поэтому мне интересно, с какой это стати в нашем дурацком мире турист-приключенец имеет право требовать защиты. Как оцениваются расходы, беспокойство, проблемы, вызванные чьим-то личным желанием подвергнуться опасности. Поездка в Белуджистан на велосипеде - подвиг испанца, который хорошо для него закончился. У этой истории счастливый финал. В добрый час. Хотелось бы только знать, что думают об этом семьи шести пакистанских полицейских, убитых за несколько паршивых рупий.

Реверте

Previous post Next post
Up