Оригинальную трактовку картины "Нападают врасплох" известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) озвучила на днях корреспондент радио "Вести FM" Анна Владимирова. В своем материале
""Война во всём ее уродстве". К 175-летию Василия Верещагина", Анна сказала буквально следующее; "...у художника происходит внутренний взрыв. Он становится документалистом с кистями в руках. Срывает с войны "парадные погоны" и фиксирует ее изнанку: кровь, боль, абсурдность. В работе "Нападают врасплох" - среди светлых холмов, под улыбчивым солнцем - одержимые люди с винтовками атакуют безоружных конных всадников".
Теперь о том, как это было на самом деле. Картина "Нападают врасплох" была написана В.В. Верещагиным под впечатлением от внезапной атаки туркменской конницы на русский отряд, в составе которого в 1869 году художник участвовал в походе против "степняков". В момент нападения Василий Васильевич с одним из офицеров находился на некотором удалении от основных сил. Офицер этот был сражен сразу, а Верещагин отсреливался из револьвера от пытавшихся достать его своими пиками и саблями "безоружных конных всадников" до тех пор, пока солдаты не подоспели ему на выручку. По словам художника, свое состояние в момент боя он пытался передать через образ офицера с обнаженной саблей в центре картины.
Не будем разбирать здесь вопиющий ляп в отношении русских солдат ("одержимые люди с винтовками") и "безоружных конных всадников". Был ли он следствием досадной ошибки, чрезмерной толеранности, или попытки неуместного троллинга со стороны Анны Владимировой - не суть важно. Важно то, что русский художник Василий Васильевич Верещагин, награжденный георгиевским крестом за боевые подвиги, никогда не был пацифистом, потому что это никак не соответствует ни его биографии, ни его творчеству.
Самой, пожалуй, известной его картиной считается "Апофеоз войны", на которой изображена гора черепов в пустыне, стервятники, саксаулы, цепочка темных гор на гороризонте и сливающийся с желтой вызженной почвой восточный город со следами разрушений на заднем фоне.
Работа была написана в том же 1871 году, что и "Нападают врасплох". По одной из версий, творческий замысел возник у художника под впечатлением от услышанного во время его пребывания в Средней Азии рассказа о том, как хан Кашгара приказал увенчать пирамиду из черепов казненных по его приказу людей головой европейского путешественника.
Туркестан не был единственной "войной Верещагина". Впоследствии художник находился в составе русских войск в статусе адьютанта главнокомандующего и во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Принимал непосредственное участие в атаке русского торпедного катера "Шутка" на турецкий монитор, во время которой был ранен. Погиб в 1904 в русско-японскую на броненосце "Петропавловск". То есть он не просто "документалист с кистями в руках" и нейтральный наблюдатель, а непосредственный участник и боец, который мог, если того требовала обстановка, сменить свой походный альбом для зарисовок на револьвер.
Все это позволяет со всей определенностью утверждать, что нет у Верещагина, как пытается уверить слушателей в этой же передаче заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Карпова, никакой близости к осуждающему войну Льву Толстому. Скорее здесь можно говорить о близости с английским писателем Редьярдом Киплингом (1865-1936), писавшим о "бремени белых", и русским философом Иваном Александровичем Ильиным (1883-1954), утверждавшим, что «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии».