Д.А.Быстролетов: О рабочих кадрах и выполнении плана в СССР

Dec 11, 2017 14:56





Д.А.Быстролетов (1901 - 1975)

Вопросы о том, каким на самом деле был Советский Союз, и почему он разрушился, становятся все более актуальными по мере того, как подрастают поколения, которые могут узнать об этом только с чужих, далеко не всегда правдивых, слов. А, между тем, от правильных ответов на эти вопросы в значительной мере зависит то, не повторят ли эти новые поколения ошибок поколений предшествующих. К огромному сожалению, такая опасность существует, и она достаточно велика, потому что правда зачастую скрыта от глаз мифами и предрассудками.

Чтобы помочь до этой правды добраться, я публикую здесь отрывок из книги "Возмездие", входящей в цикл воспоминаний под общим названием "Пир бессмертных" советского разведчика-нелегала Дмитрий Александровича Быстролетова. То, о чем он в этом отрывке пишет, относится тому периоду, когда в 1954 году Быстролетов был комиссован по инвалидности из исправительно-трудового лагеря, и поселился в селе Истье Рязанской области, где его жена устроилась работать начальником литейного цеха механического завода:

_______________________________
"Прежде всего, о рабочих кадрах. До революции в российском сословном государстве крестьянину и рабочему было трудно перескочить все перегородки, преграждавшие дорогу к образованию: в одно учебное заведение принимали только дворян, в другое - только русских, в третье - только православных и так далее, и во всё вместе - только состоятельных, могущих платить за обучение. Поэтому множество даровитых, умных, хороших и честных людей оставалось внизу общественной лестницы и занималось физическим трудом.

Советская власть всё изменила - сословные, религиозные, национальные, имущественные и другие преграды были разрушены, а плату за обучение не только отменили, но даже ввели стипендии - свободный советский человек теперь может учиться чему и где угодно, да ещё на вечерних отделениях вузов и с помощью государства! Благодаря этому образовался фильтр: всё хорошее и способное поднялось вверх, а внизу остались отцеженные социальные отбросы - лентяи, безвольные тупицы и пьяницы. Они-то и составляли рабочие кадры на производстве.

Судя по лихорадочной суматохе, можно было подумать, что на заводе творятся чудеса. Но чудес не было. Основой всей работы был план, составляемый с учётом вероятных задержек в поставке сырья, срывов подачи электроэнергии, малой подготовленности кадров и загрузки внеплановой работой. При всех этих неблагоприятных условиях план с трудом, но выполнялся: первую неделю работали в счёт плана, якобы уже выполненного за предшествующий месяц, потом шли простои и ремонты, препирательства и увязывание всяческих неувязок, а примерно с двадцатого числа начинался штурм - бешеное накручивание производственных показателей, зачастую за счёт призывов к патриотическому самопожертвованию, и принуждение к неоплачиваемому сверхурочному труду.

28-го числа каждого месяца давалась сухая сводка в Москву о выполнении плана (она нужна для своевременной победной реляции министерства), 29-го - восторженная телеграмма в ЦК о досрочном выполнении плана на 104-105 % (необходимых для получения премии), а затем первую неделю следующего месяца завод действительно дорабатывал план. Тем временем руководство выписывало себе и рабочим зарплату и премиальные, исходя из общего для страны принципа, что «людей надо кормить».

Меня поражала такая иждивенческая точка зрения, но она была общепринятой и считалась завоеванием революции. О том, что каждый человек должен сам кормить себя своим трудом и что труд этот должен быть выгодным заводу и обществу и оплачиваться в полной мере, говорить не полагалось: такие мысли считались несоветскими.

Об экономической эффективности молчали, критерием успехов был вал. Перевод отдельных категорий рабочих на сдельную оплату отнюдь не исправлял положения, потому что из-за нерегулярной подачи сырья и срывов в снабжении рабочие часто сидели без дела по вине администрации, и эта последняя поэтому оплачивала заведомо ложные наряды за никогда не выполнявшуюся работу для того, чтобы в конце месяца заработок не опускался ниже положенного.

Эта отсталая система практиковалась от Калининграда до Камчатки и развращала и тех, кто приучался писать и оплачивать фальшивые документы, и тех, кто привыкал получать деньги за безделье. Рабочего за плохую работу не выгоняли с завода; пьянство и нарушения дисциплины процветали, бракодельство не наказывалось ничем, кроме слюнявой болтовни. В целом это была система экстенсивного труда, обеспечивающая партии и правительству показное отсутствие безработицы и бумажное выполнение планов, а населению - серое существование впроголодь. Такая производственная система могла существовать очень долго, покрываемая превышением рыночного спроса над предложением, низкой зарплатой, дотациями государства (то есть скрытыми налогами с населения) и отсутствием конкуренции с капиталистическим миром рационального и интенсивного, высокооплачиваемого труда.

Производственный ритм нарушали острые организационные схватки между руководителями цехов из-за необходимости параллельно с планом выполнять негласную сверхплановую работу по телефонному звонку из обкома, по договоренности с соседними заводами в порядке разного рода неизбежных в этих условиях нелегальных комбинаций и по требованиям наглой председательницы колхоза, которая своими незаконными поставками дарового продовольствия начальству также держала за горло руководство завода, как это последнее держало за горло и её своими незаконными поставками рабсилы на поля.

Директор не зря проговорился, что если бы заставить советских хозяйственников с утра вести дело точно по закону, то к вечеру всех их, от Калининграда до Камчатки, нужно было бы посадить в тюрьму за нарушения, ибо без комбинаций такая экономическая система существовать не могла. Излишняя масса людей, затрачивая излишние материальные ценности и грандиозное количество излишнего времени и энергии, сводила концы с концами, и дело во всесоюзном масштабе шло и давало зримый и бесспорный эффект. Из заводских ворот каждый день вытекал ручеёк готовой продукции и сливался с ручейками всех советских заводов в одно бескрайнее море, которое в столько-то раз превышало продукцию 1913 года и в столько-то раз - 1946 года.

Многим позднее я поселился в большом московском доме бок о бок с рабочими другого типа - трезвыми, хорошо одетыми, культурными, хорошо зарабатывающими. Это и не могло быть иначе - современная промышленность оснащена сложными машинами и выпускает сложную продукцию, и без высокообразованных рабочих она существовать не может. Моими соседями были станочники высших разрядов и лекальщики. На завод их привели ранняя женитьба и появление ребёнка. Эти люди вначале хотели учиться на вечерних факультетах, а потом жизнь засосала, они махнули рукой на ученье и не очень жалели об этом, потому что зарабатывали не меньше рядового инженера. Безвольные пьяницы и лентяи - это не все советские рабочие, я этого не хотел сказать, это лишь значительная и чуждая прослойка среди основной массы рабочих".

______________________
Всё, что касается выполнения плана, дополнительных работ, о которых пишел Д.А.Быстролетов, я застал лично, когда во второй половине 1980-х трудился на одном крупном оборонном предприятии.

По поводу рабочих кадров могу добавить, что в моё время наметилась тенденция, когда получившие высшее образование бросали низкооплачиваемую работу по специальности и вливались в рабочий класс, где можно было сразу получать больше, чем получали начинающие научные сотрудники, учителя, инженеры, врачи.... Я знал даже одного кандидата физико-матетических наук, который вместо защиты докторской ушёл в "шабашники" строить по подрядам коровники в колхозах и совхозах.

Помню еще, как на нашем заводе был случай, когда возмущенные представители рабочей элиты - наладчики пришли к Главному Конструктору жаловаться на многочисленные конструкторские ляпы в изделии. На что Главный им тогда сказал: "Вот ты, (условно говоря) Петров, и ты, (тоже условно) Иванов, помните, как со своими молодыми женами после института вас распределили в наше конструкторское бюро? А помните, как потом сбежали в наладчики, чтобы хорошо зарабатывать? А ваши жены остались здесь. Поэтому, что они для вас сконструировали, с тем вы и работаете!". Ответить на это рабочей элите было нечего.

В общем, выводы делайте сами.

завод, развал, сверхурочка, история, экономика, план, инженеры, рабочие, конструкторы, СССР, советская, вал, причины, кадры

Previous post Next post
Up