Набережные Челны: взгляд из 1972 года

Sep 29, 2014 13:48


НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ (статья из журнала "Архитектура СССР" №3, 1972 год)


Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено улучшение структуры парка грузовых автомобилей за счет увеличения выпуска большегрузных автомобилей и на их базе автопоездов высокой грузоподъемности. Важную роль в решении этой задачи призвана сыграть одна из крупнейших строек пятилетки - Камский автомобильный завод, рассчитанный на выпуск 150 тысяч дизельных автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 20 тонн в год.
Строительство этого завода приведет к бурному росту города Набережные Челны, что позволит превратить его из небольшого, со слаборазвитой промышленностью города в новый крупный индустриальный центр, население которого, составляющее к моменту начала строительства 40 тыс. жителей, уже к концу пятилетки возрастет в 5 раз и составит более 200 тыс. человек.
Осуществление этой гигантской стройки ведется в крайне сжатые сроки: в 1974 году с конвейера завода должна сойти первая партия автомобилей; быстрыми темпами ведется жилищное строительство, завершается в основном строительство первой очереди базы стройиндустрии, первоочередных предприятий пищевой промышленности, внешних автомобильных дорог, всех головных инженерных сооружений и коммуникаций.
Строительство города ведется на основе разработанных Госстроем СССР, Госграж-данстроем совместно с Советом Министров РСФСР мероприятий по обеспечению проектирования и строительства города на высоком качественном уровне, с учетом всего комплекса социальных, экономических, санитарно-гигиенических, технико-строительных и эстетических требований, предъявляемых к современному городу.
Расположенный на северо-востоке Татарии город Набережные Челны станет центром системы расселения, объединяющим миллионное население городов Нижнекамска, Мензелинска, Заинска, Нового Зая и Менделеевска, возникших на близком друг от друга расстоянии вдоль р. Камы.
Каким будет город автомобилестроителей Набережные Челны? Автомобильный завод с километровыми цехами вместе с мощной ТЭЦ, строительной базой и промышленно-коммунальной зоной образует промышленный район, занявший территорию около 5 тыс. гектаров. Второй промышленный район - это крупные предприятия строительной индустрии. В третьем районе объединятся предприятия пищевой промышленности.


Селитебные районы, отделенные от промышленной зоны километровой зеленой полосой, расположатся вдоль берега Камского водохранилища и займут самые живописные территории, примыкающие к крупным сосновым борам. Широкие магистрали и зеленые массивы свяжут два планировочных района города: юго-западный, проектируемый на базе существующего города, и новый - северо-восточный.
В юго-западном районе уже осуществляется реконструкция районов; по новой трассе проложена основная городская магистраль, застроенная жилыми домами в 5-9 и 12 этажей.
В планировке нового северо-восточного района, где будет сосредоточен основной объем жилищного строительства, нашел отражение прогрессивный принцип градостроительства, заключающийся в единстве планировочного решения селитебных и промышленных территорий. Это достигнуто путем организации системы магистралей, позволяющей доставлять трудящихся из жилых районов непосредственно к проходным основных цехов, практически исключив пересадку на внутризаводской пассажирский транспорт. Это обеспечит максимальные удобства и сэкономит время трудящихся на подъезд к месту работы.
Органическая связь города с окружающим ландшафтом, раскрытие его композиции в сторону водохранилища и лесных массивов, придадут городу индивидуальный, только ему присущий архитектурный
Прибрежные жилые районы ориентированы, с одной стороны, на Камское водохранилище и расположенный на его высоком берегу Большой бор, с другой на Шильнинский залив и Корабельную рощу.
Из центрального района города, расположенного на бровке верхней трассы, на 50 метров возвышающейся над водохранилищем, раскроются наиболее эффектные многоплановые перспективы. Здесь разместится главное ядро общегородского центра с системой двух площадей - административным и культурно-зрелищным центрами, объединенными главной парадной пешеходной улицей города, открытой в сторону водохранилища, с разнообразными торгово-бытовыми и зрелищными учреждениями - магазинами, кафе, ресторанами, кинотеатрами. Находясь на пересечении главных магистралей, на наивысших отметках рельефа (усиленного вертикальной планировкой путем создания зеленого шестиметрового откоса), этот район будет главенствующим в функциональном и композиционном отношении и при восприятии его с водохранилища. Застроить его намечено комплексами жилых домов в 9,12 и 20 этажей.
Широкие полосы зелени, расширяющиеся к лесу и водохранилищу, откроют перспективу из этого района на спортивный и детский центры. Парковый массив, охватывающий культурно-зрелищный центр, и широкий бульвар приведут к магистрали, связывающей автозавод с зоной отдыха. Здесь разместится комплекс общественных зданий, который завершит перспективу общегородского центра и свяжет селитебную территорию со свободно решенными ансамблями медицинского и учебного центров. Живописный ландшафт территории, близость водного хранилища, лесной массив в сочетании с современной архитектурой центров создадут интересный ансамбль, композиционно связывающий город с зоной отдыха.
Вдоль всего берега водохранилища пройдет зеленая набережная, являющаяся органическим продолжением прилегающих лесных массивов. Широкими полосами эта зелень войдет в систему общегородского центра, где на возвышенных участках среди жилой и общественной застройки будет создана вторая группа общегородских парков, скверов и бульваров. Третью группу зеленых насаждений образуют бульвары, объединяющие административный, инженерный и учебный центры автозавода.
Широкие магистрали и бульвары свяжут предзаводскую зону с общегородским центром.


Система крупных городских ансамблей пешеходными улицами и бульварами объединится с сетью учреждений обслуживания, равномерно размещенных по селитебной зоне, решенной в виде крупных межма-гистральных территорий, соответствующих современному масштабу застройки. В эту сеть войдут кинотеатры, библиотеки, поликлиники и спортивные сооружения, располагаемые с радиусом доступности до 1,5 км, районные дворцы пионеров и музыкальные школы. Сюда войдут торгово-бытовые центры повседневного обслуживания с радиусом доступности 500 м, зона которых не лимитируется границами межмагистральных территорий, что позволит увеличить число обслуживаемого населения, соответственно укрупнить предприятия и повысить их экономическую эффективность. Таким образом, будет создана пространственно развитая система общегородского центра, пронизывающего всю селитебную зону города. Четкая система обслуживания населения в укрупненных торгово-общественных центрах дополнится размещением на основных магистралях встроенными в первые этажи торгово-общественных предприятий городского значения.
Успешно решить заложенные в проекте градостроительные принципы возможно лишь применяя самые современные и разнообразные по архитектуре, объемно-пластической характеристике, протяженности, конфигурации и качеству отделки жилые и общественные здания.
Для получения разнообразных архитектурных решений в застройке города будут широко применены разработанные в ЦНИИЭП жилища блок-секции новых серий жилых домов, комбинация которых позволит решать разнообразные градостроительные задачи и позволит избежать той невыразительности, которая присуща многим городам, застраиваемым жилыми домами по типовым проектам какой-либо одной или двух серий. Для избежания монотонности застройки все блок-секции будут выпускаться заводами с четырьмя вариантами отделки фасадов.
В застройке основных магистралей и бульваров, наряду с массовой 5-9-этажной застройкой, уже применяются 12-14-этажные жилые дома, поставляемые из Москвы и Ленинграда. В центральном районе города для застройки важнейших градостроительных ансамблей и для придания городу выразительного силуэта будут специально запроектированы 20-24-этажные жилые дома и разнообразные по архитектуре общественные здания.
Для осуществления 5-этажного жилищного строительства полностью реконструируется с переходом на усовершенствованную типовую серию I-468-БНЧ и с увеличением мощности с 70 до 150 тыс. кв. метров жилой площади в год существующий завод. Комплект изделий для строительства жилых домов различной этажности в 5, 9, 12 и 16 этажей (типовая серия 83) будет осуществляться на вновь сооружаемом домостроительном комбинате мощностью 240 тыс. кв. метров жилой площади в год.
Таким образом около 90% всего объема жилищного строительства будет осуществляться современными крупнопанельными домами.
Большинство зданий школ, детских садов, объектов торгового и культурно-бытового обслуживания будет строиться индустриальными методами, на базе единой системы полносборных каркасных систем заводского изготовления с навесными панелями.
Для выразительности архитектуры жилых и общественных зданий фасадные панели будут отделаны стеклянной, а цоколи - керамической плиткой; наружные стены домов из силикатного кирпича-бетонными плитами, изготовленными на белом цементе. Для ограждения балконов и лоджий, помимо применяемых экранов из армостекла, будет использован анодированный алюминий. Детали из этого материала будут применяться для отделки фасадов жилых и общественных зданий и устройства витражей и входных дверных блоков. Фасадные плоскости наиболее ответственных в архитектурном отношении зданий намечено отделывать гранитными и мраморными плитами. Для внутренней отделки жилых и общественных зданий будут применены разнообразные высококачественные строительные материалы: паркетная доска и линолеум на теплой основе для устройства полов, в отдельных случаях - моющиеся обои, керамическая плитка для отделки санузлов, полиэфирная пленка для столярных изделий и встроенного оборудования.
Заложенная градостроительная концепция реализуется в виде комплексной застройки жилых районов с необходимыми общественными зданиями, транспортными сооружениями (дороги, развязки в разных уровнях, пешеходные переходы, элементы благоустройства) и др.
В настоящее время наряду с промышленным комплексом в новой части города осуществляется застройка наиболее ответственных районов, непосредственно примыкающих к общегородскому центру, и ведется подготовка к застройке главных городских ансамблей. Такое решение принято в связи с тем, что за пятилетие в Набережных Челнах должно быть построено не менее 1200 тыс. м2 жилой площади, что вместе с существующей застройкой составит более трети всего необходимого для города жилого фонда, определенного на расчетный период в 25-30 лет. Одновременно должно осуществляться строительство дворцов культуры, кинотеатров, гостиниц, столовых, ресторанов, торговых центров, спортивных сооружений. Это позволит уже в ближайшие 4-5 лет получить законченный градостроительный организм, вокруг которого будут развиваться Набережные Челны.
Наряду с архитектурно-строительным проектированием, опережающим строительство, задуманы и начаты работы по синтезу архитектуры, монументальной живописи, скульптуры и других художественно-декоративных форм. Перед творческим коллективом поставлена задача, максимально используя богатые средства синтеза искусств, придать новому городу черты своеобразия и национального колорита.


Над проектированием города вместе с ЦНИИЭП жилища (головной институт) и ЦНИИП градостроительства работают более 20 проектных институтов Госгражданстроя, Минжилкомхоза, Минздрава и другие.
Проекты разработаны институтами ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства авторским коллективом в составе: от ЦНИИЭП жилища:
Архитекторы:
Б. Рубаненко (руководитель), В. Анкина,
Ю. Бочаров, В. Ермолаев, М. Ермолаева,
A. Лазарева,
Э. Мержанова, Л. Станишевский, А. Эсенов
Инженеры:
Н. Левонтин, Р. Патеев, Л. Балановский, Л. Ломанов, Е. Смирнов
от ЦНИИП градостроительства:
B. Шквариков, Е. Кутырев, А. Лабин, И. Лялякина, Ю. Наймарк, С. Попов, И. Смоляр
Инженеры:
И. Стирис, В. Сельянов, И. Бирюков, Т. Колоярцева, М. Полынев, Б. Черепанов, Т. Говоренкова и др.

челны, ссср, история

Previous post Next post
Up