Фельетон о дефиците

May 21, 2007 15:03


Любимая тема антисоветчиков это "советский дефицит" - и того не было и то не достанешь. Само собой во всем виновата была власть. Поверим на слово. Но если бы Советская власть была такой виноватой, то на эту тему, в соответствии с законами тоталитаризма, все молчали бы. Но, смотрим, например, фильмы той поры и натыкаемся на фразы: "А где достали?", "В детском мире колготы выкинули, побежали очередь занимать!" и т.д. и т.п. То есть никто не замалчивал об этой проблеме - о ней говорили, писали, обсуждали.
Вот, например, предлагаю вашему вниманию фельетон написаный в 1960-е годы Борисом Егоровым. Окунемся в прошлое...

ДЕФИЦИТНИКИ
На углу двух шумных улиц остановились две бабуси и рассуждали о погоде и о видах на покупки.
-  Зима, она, конечно, свое берет, - заметила   одна. - Мороз крепчает. А в овощном картошка кончилась...
-  Плохо с картошкой, - согласилась вторая. - Неурожай на картошку был в этом году. Зато морковь уродилась. Такая морковь - два кило купила. Я ее на терке - жик, жик! - и получается витамин.
В то же время на углу двух других улиц тоже шла беседа между двумя покупательницами. Отметив, что зима, естественно, берет свое, одна из них сказала: «В овощном нет моркови». А ее собеседница углубила мысль: «Это так. Неурожай на морковь был. А вот картошки - сколько угодно».
Эти разговоры не было бы необходимости сопоставлять, если бы один из них происходил, скажем, в Великих Луках, а другой, допустим, в Кургане. Тут все понятно: города далеко отстоят друг от друга и природа разная. Но в том-то и парадокс, что беседы велись не только одновременно, но и в одном и том же городе - на расстоянии нескольких троллейбусных остановок.
Как такое могло случиться - «урожай» и «неурожай»?
Это, дорогие товарищи, случается тогда, когда торговлей занимаются люди, от торговли далекие. Они безответственны и неповоротливы. Их мечта по обыкновению далеко не простирается. Только бы как-нибудь и на чем-нибудь выполнить план. Желательно на ананасном соке: он в баночках. А картошка дешево стоит, и она грязная.
-  Ну, а почему вы яблоками не торгуете? - спросил я в одном магазине. - У вас без конца   спрашивают яблоки, а их нет.
-  Беда с ними, - поначалу неопределенно ответил завмаг. - Вам этого не понять.
Я поклялся, что напрягу все свои умственные способности, мобилизую последние резервы серого вещества, максимально сосредоточусь,  но понять постараюсь.
-  Видите ли, мы затарили весь двор. Иначе говоря, наш магазин забросал его пустыми ящиками.      Жильцы
возражают: детям негде играть и вид у двора плохой. И если я еще буду продавать яблоки, то куда я дену ящики?
-  А вывозить их никак нельзя?
-  Транспорту не хватает. И потом, их надо грузить,
ящики...
А ведь он был прав, говоря: «Вам ничего не понять». Я ничего не понял.
Значит, беда не в том, что нет яблок, а в том, что они есть. Если бы их не было, то во дворе не громоздились бы горы пустых ящиков.
И тут я вспомнил о разговоре с мудрым хозяйственным председателем пригородного колхоза. Он сказал мне:
-  В нашем колхозе есть цех по выпуску фруктовой начинки для конфет. Обеспечиваем ею несколько кондитерских фабрик.
-  Но, помилуйте, я не видел у вас фруктовых садов...
-  Правильно, не видели. А мы берем те фрукты, которые все равно сгниют на    товарных станциях и на базах... Они уже нестандартны и нам обходятся очень дешево. Не пропадать же добру.
И я увидел прекрасный, чистый, автоматизированный цех, сырьем для которого являются плоды разгильдяйства и безалаберщины.
Если бы их не взял колхоз и не превратил бы в конфетную начинку, то совершившие длительный путь, а затем немало полежавшие абрикосы, сливы действительно бы пропали, сгнили.
А почему же их вовремя не отправляют в магазины? Транспорта, наверно, не хватает. А может, ящиков, которые валяются во многих городских дворах.
Причины найдутся, И самые неожиданные.
Дефицитники - так, видимо, надо называть людей, из-за головотяпства которых некоторые товары становятся дефицитными - не только называют различные малоуважительные причины. Они не прочь поразмышлять, не чужды теории.
«Мы сказали заведующему производственным отделом технического управления Народного комиссариата резиновой промышленности:
- Нас интересует соска.
Заведующий взглянул на нас вдумчиво, серьезно и благожелательно спросил:
-  Соска в каком аспекте?
Мы сказали:
-  Соска в аспекте философском, историческом, филологическом, а также почему нигде не достать соски?
Из оживленной беседы на эту тему вскоре выяснилось, что вопрос об аспекте совсем не праздный. Аспект- значит, вид. А виды на соску до крайности ограничены. Аспект есть, а соски почти нет,.. Соски будут тогда, когда люди, которым поручено очень важное дело, займутся не аспектами, а настоящим делом!»
Так писал Д. Заславский в фельетоне «Соска в аспекте». Давно писал. Потом сосок было очень много. А позже, спустя полтора десятилетия, они, соски, снова стали... в аспекте.
На крупной стройке, где я некоторое время назад побывал, в аспекте оказались трусы, носки и... зубной порошок. А неподалеку, в областном центре, всего этого было вдоволь. И зубного порошка на складах было столько, что его хватило бы для чистки зубов на несколько лет вперед.
Так кое-где возникают проблемы - проблемы уксуса, соли, топора и мужских подтяжек.
«Да, с подтяжками имеют место перебои, - признает дефицитник, -разные, знаете ли, возникают трудности...»
Обратите внимание: он не скажет, что не заботится о покупателях, о потребителях, что работает из рук вон скверно,- он произнесет туманное «имеют место перебои». И, разумеется, ссылка на трудности. Трудности, к сожалению, существуют. Но не те, о которых он говорит. Его трудности - выдуманные.
Увлекшись нехитрым производством, он вдруг наводняет всю торговую сеть топорами, потом видит: неходко идет его продукция, не так быстро, как хотелось бы, перепроизводство налицо, и дает команду: «Отбой! Кончай работать топоры!»
А через несколько лет топоры... в дефиците. Распродали. И дефицитник говорит, отвечая на недоуменные вопросы: «Да вот думаем в ближайшем пятилетии освоить новый вид топора. Так что проектируем...»
- А зубной порошок?
- Что - порошок? Ах, да, однажды мы завезли его в большом количестве. И он, знаете ли, размок... Мы думали, на пасту народ переходит.
«Мы думали...» А ведь ни о чем не думали. В том-то и дело.

Примечаниеот Дм.Покрова: Д.Заславский, упоминаемы в фельетоне, считался одним из главных журналистов-цепных псов Сталина. Работал в газете "Правда". До революции яростный антибольшевистский публицист.

торговля, дефицит, ссср, фельетон

Previous post Next post
Up