Еще немного о тамбовских газах

Nov 10, 2009 18:37

В продолжении предыдущего поста о гаде Тухачевском и тамбовских волках бандитах.
Я особо этой темой не занимался т.к. бред о газовой атаке всерьез не воспринимал. А тут просто решил немного копнуть саперной лопаткой.
Полистал на досуге трудик Б.В.Соколова "Михаил Тухачевский: жизнь и смерть "Красного маршала"". Заострил внимание на главе "Сурово и беспощадно: удушливые газы для тамбовских крестьян". Порадовался драматургическому таланту автора - ему бы женские романы писать, цены точно бы не было. Взял отрывочек:

"3 августа командир батареи Белгородских артиллерийских курсов доносил начальнику артиллерии Инжавинского боевого участка:
«По получении боевого задания батарея в 8.00 2 августа выступила из с. Инжавино в с. Карай-Салтыково, из которого после большого привала в 14.00 выступила на с. Кипец. Заняв позицию в 16.00, батарея открыла огонь по острову, что на озере в 1,5 верстах северо-западнее с. Кипец. Выпущено 65 шрапнелей, 49 гранат и 59 химических снарядов. После выполнения задачи батарея в 20.00 возвратилась в Инжавино».
Мы никогда не узнаем, сколько людей погибло от химических снарядов, выпущенных по острову на озере вблизи селения Кипец и во многих других местах. И сколько среди них было женщин и детей."

Посочувствовал погибшим людям и их женщинам с детьми. Выкурил трубочку и решил посмотреть на последнее пристанище героев сопротивления кровавому ленинскому режиму.
Итак, село Кипец стоит на озере Кипец. И как раз где-то в 800 метрах от современной границы села, посреди озера находится остров. Этот остров хорошо известен упомянутому в прошлом посте Евгению Писареву - он на нем побывал в 1999 году сопровождая тамбовского краеведа Бориса Сенникова, автора книги "Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 гг." (кстати! в этой книге химатака на остров датируется 22 августа, но об этом и других разночтениях ниже). Давайте окунемся в сенниковское художественное описание этого озерного бастиона, я бы не побоялся сказать - Брестской крепости тамбовских бандитов.
"Выходим на остров и видим, как он весь густо изрыт воронками от разрывов снарядов, остров весь к тому же зарос молодым ивняком."
Жаль, что автор ограничился лишь рассказом о воронках и ивняке. Более интересны были бы описания параметров острова. Поэтому мы восполним этот досадный пробел.
Итак, остров находится практически посредине озера Кипец. Расстояние от берега, где располагалась батарея до острова около 250 метров. Впрочем до острова можно добраться вброд. Но это не столь важно. Важно другое - размеры этого бастиона, извините, острова, где скрывалась тьма боевиков с женами, детьми и коровами, по версии антисоветских краеведов и историков. Длина - около 200 метров, ширина порядка 80 метров. Сделав поправку на размывы, подмывы и т.п. можно предположить, что в 1920-е годы остров был чуток побольше, но это не так существенно.


На фото: так выглядит остров сегодня. кликабельно

Довольно странное место для базы повстанцев - все как на ладони и ни костра разжечь, ни песен попеть. Но скромные размеры и непригодность для сильного форпоста этого острова, не помешали тому же романисту-краеведу Сенникову включить фантазию и поведать в своей книге о том, как 7.000 красных головорезов сутки напролет атаковали данный укрепрайон. И самолеты посылали, и из ружья стреляли, и артиллерию использовали - но тщетно. И тогда разозлился Тухачевский и двинул на робин-бобин гудов страшное химическое оружие...
И вот, 2 августа (или 22 августа) 1921 года, согласно вышеприведенному донесению командира батареи Белгородских артиллерийских курсов, из пункта А (Инжавино) в пункт Б (Кипец) двинулась батарея (берем пока за основу соколовский "документ", что в в сенниковском см. ниже) из четырех 76-мм орудий. Почему не из двух 152-мм? Все просто. Читаем инструкцию по эксплуатации, которая приведена в обоих упомянутых книгах: "Сфера действия снаряда 20-25 квадратных шагов.". Зона поражения у 152-мм химснарядов примерно 80 кв.м., у 76-мм - 40 кв.м. 25 кв.шагов ближе будет к 40 кв.м.
Итак, путь из пункта А в пункт Б был совершен в прогулочном режиме - красные головорезы вышли из Инжавино в 8 утра, протопали до Карай-Салтыково километров 20 и устроили пикничок. А что еще делать-то? Спешить некуда особо, хотя по версии антисоветских историков, всего в 10 км от места, где пушкари-красноармейцы решили пожарить шашлычки и барбекю, идет упорный бой с повстанцами...
Ладно, даже если представить, что упорный бой фантазия Сенникова, но тогда становится еще интересней. Сидят на острове герои-тамбовцы. Красноармейцы отправились их убивать и выкуривать. Но видимо проголодались и устроили привальчик. На несколько часов. Само собой резвые карай-салтыковские мальчишки сбегали и предупредили повстанцев...
Брр... Стоп, если читать антисоветских историков, а потом пытаться это осмыслить, то натыкаешься на какую-то нелепую фантасмагорию. Поэтому попытаемся продолжить двумя версиями основанными на двух авторских рассказах.
а) Шел долгий бой. Батарея (или целый дивизион?) не спеша направилась к месту, где головорезы Тухачевского безуспешно пытались отлупить гордых тамбовчан. Общий путь пушкарей (25-29 км) занял не так много времени - всего около 8 часов. Притом последний отрезок в 10 км, краснозадые шли очень бодрым шагом - 5 км/ч, хотя до этого позволили себе вальяжно провести почти час в отдыхе.
б) Никакого боя не было. Батарея (или дивизион?) была отправлена в экспедицию по разгрому засевших на острове у села Кипец горстки семейных и окоровленных повстанцев. Поэтому бойцы никуда не спешили и могли себе позволить немного расслабиться.
Как бы то ни было, но в 16.00 артиллеристы были уже на берегу озера и открыли огонь из всех своих четырех пушек.
И вот тут опять мы натыкаемся на интересное разночтение:
Соколов цитирует документ: "Заняв позицию в 16.00, батарея открыла огонь по острову... После выполнения задачи батарея в 20.00 возвратилась в Инжавино"
Сенников цитирует документ: " Заняв там позицию, в 16.00 открыл огонь по острову на озере... После выполнения своей задачи дивизион в 20.00 снялся с позиции и возвратился ночью в село Инжавино."
То, что у авторов текст одного и того же "документа" разнится в стилистике - это одна беда, но о многом говорящая (Сенников ссылается, что документ хранится в его личном архиве, а Соколов вообще ни на что не ссылается). Вторая беда - разница в датах (2 и 22 августа) и в количестве израсходованных (Соколов - 59 химснарядов, Сенников - 50 химснарядов), но ее можно отнести либо к невнимательности самих писак, либо тех, кто распознавал текст (я владею только OCR-версиями). Третья беда фактическая - соколовская батарея у Сенникова становится дивизионом! Но четвертая беда страшная - полная не дружба с логикой времени. Разберем.
а) Начнем с Соколова. По его цитате уже в 20.00 батарея краснозадых вернулась в свои казармы. Как мы помним, расстояние между озером и Инжавином 25-29 км (это зависит от того, какими дорогами шла батарея). Предположим, что батарея отстреляла упомянутое количество боеприпасов за 43 минуты (это если делать дело неспеша, по одному выстрелу в минуту). 17 минут на сборы и... за три часа преодолеть минимум 25 км. Вопрос: а зачем красные пушкари бежали трусцой? Ведь скорость их передвижения по Соколову оказывается 8-9 км/ч!!! Куда они так спешили со своими пушками? На ужин?
б) Теперь вдумываемся в версию Сенникова. По его "документу" артиллеристы извели указанное количество снарядов за 4 часа. То есть в час одно орудие производило порядка 10 выстрелов (это если все-таки была батарея) или 2-3 выстрела (в случае дивизиона). Видимо вели прицельную стрельбу: один снаряд на одного повстанца. Будем считать так. Но потом и у Сенникова начинается какая-то чехарда со скоростью передвижения уставших артиллеристов - покинув позицию в 20.00 они резво бегут в казармы за 25 км, что бы оказаться в постелях ночью, а не утром. Хотя учитывая то, что солдаты были уставшие и на дворе уже не день, то вряд ли они мчались трусцой, ну или хотя бы быстрым шагом. А это значит, что даже без привала в Инжавино они бы, в лучшем случае, оказались под утро, примерно в 3 часа, когда солнце еще не взошло, но небо уже начинает светлеть (отталкиваемся от 23 августа - дата из сенниковского "документа"). Мог бы перепутать командир Нечаев ночь с утром?
Закончим с несоответствиями. Их достаточно внутри самих книг, когда авторы видимо забывали, что писали несколькими абзацами ранее. Вернемся к нашим баранам повстанцам и красным пушкарям.
Вызывает сомнение, что на указанном острове мог быть лагерь бандитов - более неудобного места найти трудно. Тем более, что берега самого озера более удобны - болотистые (из чудовищной инструкции красных зверей мы знаем: 4. Для действительной стрельбы (химснарядами - ДП) необходим твердый грунт, так как снаряды, попадая в мягкую почву, не разрываются и никакого действия не производят.) , а значит затруднены для химатак и лесистые, а значит можно скрыться не только самим, но и женам, детям и скотине.
Если поверить Сенникову и на острове на самом деле обнаружены многочисленные воронки, то возникает довольно забавная версия. Краевед на самом деле владеет неким документом о выезде артиллеристов из Инжавино на озеро Кипец. Краевед обнаружил на острове воронки. Краевед включил фантазию... Ему и в голову не могло придти, что на этот счет можно пофантазировать несколько иначе - остров использовали как полигон. Ведь на полигон можно отправиться не спеша, не спеша отстреляться и двинуть обратно. И в этом случае становится понятна "забывчивость" жителей села Кипец о кровавой расправе над бандитами.

Приложение.
Сравнение "документа" о обстреле острова на озере Кипец.

Сенников:
"Начальнику 6-го боеучастка тов. Павлову
23 августа 1921 г. с. Инжавино
Донесение
По получении мною боевого задания дивизион в 8.00 22 августа с.г. выступил из села Инжавино в село Карай-Салтыково, из которого, после большого привала и отдыха в 14.00 по направлению села Кипец. Заняв там позицию, в 16.00 открыл огонь по острову на озере в 1,5 версты северо-западнее села Кипец. Дивизионом выпущено по острову 65 шрапнельных снарядов, 49 фугасных и 50 химических. После выполнения своей задачи дивизион в 20.00 снялся с позиции и возвратился ночью в село Инжавино.
Командир Белгородских артиллерийских курсов Нечаев"

Соколов:
"По получении боевого задания батарея в 8.00 2 августа выступила из с. Инжавино в с. Карай-Салтыково, из которого после большого привала в 14.00 выступила на с. Кипец. Заняв позицию в 16.00, батарея открыла огонь по острову, что на озере в 1,5 верстах северо-западнее с. Кипец. Выпущено 65 шрапнелей, 49 гранат и 59 химических снарядов. После выполнения задачи батарея в 20.00 возвратилась в Инжавино"

Примечание: Это отнюдь не историческое расследование, а просто итог попытки ознакомиться с антисоветскими "источниками" по антоновщине. :-)

маразм, тамбовщина, антоновщина, история

Previous post Next post
Up