Оглавление.
1. Роль пропаганды в успехе протестного движения. Целевая аудитория пропаганды.2. Цели пропаганды. Общая схема одного из путей достижения этих целей.
3. Материальные средства, форматы подачи содержания, среды распространения. 4. Содержания пропагандистских сообщений: характеристика, требования._________________
2.1. Некоторые цели пропаганды:
-> заявить о себе, привлечь внимание того, кому адресованы пропагандистские сообщения, добиться политизации аудитории. Цель эта - далеко не главная, но она является условием выполнения других целей пропаганды. К тому же пропаганда может показать, что реальная оппозиция представляет собой не столь уж малую политическую силу, как ранее (например, если пройдут новые масштабные акции протеста, если будут достигнуты новые результаты в схватках с властью), и политический авторитет (если сообщения пропаганды оппозиции будут как можно более правдивы, и будут содержать как можно меньше клеветы, искажений, слухов, если их будет трудно опровергнуть) - что могло бы привлечь к оппозиции интерес и доверие немалого числа людей;
-> привлечь в ряды протестного движения новых людей, которые могли бы оказать посильную помощь протестующим. Иногда это может заключаться не обязательно в привлечении кого-то к активному постоянному сотрудничеству с протестующими - достаточно привлечь людей к участию в протестном голосовании (ни одного голоса Путину/ Единой России), или к участию в митинге, или в даже просто к несотрудничеству с властями и т.д. Хотя, разумеется, привлечение в наши ряды новых людей, которые могли бы что-то сделать для успеха нашего движения - наиболее желанная, пожалуй, цель; Но труднодостижимая;
-> отвратить некоторых нынешних сторонников власти от ее поддержки; в первую очередь - бюджетников, на интересы которых власть еще может немало наступить в скором времени; а вот значительное число молодежи, входящей в провластные политические группировки, полагаю, - уже пропащие люди, на которых можно смело ставить крест; из различных категорий гос. служащих нам в определенной степени могут быть интересны полиция, армия - возможно, что в случае силового противостояния эти люди сохранят нейтралитет либо примкнут к нам (частично) - полагаю, что над пропагандой в их адрес стоит подумать отдельно и особенно хорошо; в хорошем случае некоторые сторонники нынешней власти в будущем могут либо перестать этой власти служить либо перейти на нашу сторону - что тоже есть цель хорошая, но труднодостижимая;
-> привлечь тех, кто уже находится на стороне протестного движения, к более деятельному участию в его делах;
-> помочь в налаживании деятельности протестного движения:
- тому, чтобы его участники использовали те методы политической борьбы, которые были бы приемлемы и наиболее успешны в данном случае;
- помочь консолидации протестующих - вне зависимости от их политических предпочтений;
- (возможно) способствовать принятию широкими группами протестующих некоторых общих положений, а не разделяться на малые группы;
-> и др.
2.2. Общая схема одного из путей достижения этих целей.
- Полагаю, что для достижения хороших результатов потребуются 2 вида пропаганды:
1) деструктивная (которая будет направлена на разрушение некоторых стереотипов, представлений и мнений людей, пытаться отвратить их от определенных действий - например, бюджетников - от голосования за Путина, полицейский ОМОН - от разгона митингов и т.д.)
2) конструктивная (которая будет способствовать принятию некоторых мнений гражданами и призывать их к определенным действиям - несотрудничеству с нынешней властью, протестному голосованию, участию в акциях протеста, финансированию оппозиции и др.);
На что может быть направлена деструктивная пропаганда? Что она могла бы разрушать?
-> отрицательный образ протестного движения в целом, некоторых его групп, деятелей и т.д.;
-> оставшийся авторитет нынешней власти, ее инструментов (полиция, суды) и Путина в особенности;
-> пропагандистские мифы нынешней власти:
- миф об эффективности и продуманности действий нынешней власти, «мудром руководстве» страной;
- миф о той стабильности, какой ее рисовали Путин, его агитаторы и политтехнологи;
- и др.;
-> рассеять страх/ неприязнь/ нежелание перед значительными переменами в России (полагаю, что в немалой степени наши сограждане пессимистично смотрят на какие-то вещи, проблемы, скептически относятся к власти, а потому попытаться развеять их пессимизм и скептицизм в этих сферах, внушить им надежду - одна из важных задач, которую неплохо было бы решать в том числе);
-> также деструктивная пропаганда могла бы способствовать возникновению у людей неприязни к нынешнему общественному строю России ("так дальше жить нельзя"), к вредности сохранения этой стабильности, которая скорее в немалой степени представляет собой стагнацию;
На что может быть направлена конструктивная пропаганда?
- она может подтолкнуть граждан к мысли о желательности перемен (не только и не столько где-то вообще, где-то в государстве, - тех перемен, которые затрагивали бы их достаточно косвенно и вряд ли были бы для них особо интересны, но перемен, которые были бы в их интересах тоже, перемен, которые коснулись бы и их жизни в значительной мере) в лучшую сторону, к желательности устроить жизнь ради людей, жизнь, по возможности, более справедливую, чем нынешняя; может способствовать возникновению желания таких перемен;
- она могла бы внушить людям надежду на будущее, по возможности убедить их дать шанс нынешней оппозиции сделать что-то на благо России, поскольку о вероятно наличествующих у наших людей скептицизме и пессимизме я упомянул выше.
> Также стоит заметить, что в различных случаях для работы с людьми потребуются и различные виды пропаганды:
- Так, для людей сомневающихся и тех, кто уже начинает переходить в оппозиционный лагерь (будь то из сомневающихся или из сторонников нынешней власти) использовать конструктивную пропаганду имеет смысл;
- а вот сторонники нынешней власти и противники оппозиции скорее могут воспринять конструктивную пропаганду враждебно, и она не достигнет своих результатов.
(подробнее - см. ч.5: об аргументации).