Оглавление.
1. Роль пропаганды в успехе протестного движения. Целевая аудитория пропаганды.
2. Цели пропаганды. Общая схема одного из путей достижения этих целей. 3. Материальные средства, форматы подачи содержания, среды распространения. 4. Содержания пропагандистских сообщений: характеристика, требования._________________
1.1.Роль пропаганды в успехе протестного движения.
Как, возможно, Вам уже известно, я изучил некоторые различные экономические, социальные и политические прогнозы о будущем России в ближайшие 6 лет, сделав в т.ч. и такой вывод, что в этот период социальная база протеста может существенно увеличиться - и если это так будет, то, видимо, она увеличится в т.ч. за счет бюджетников и тех групп населения, кто значительно зависит от социальных расходов, которые будут, похоже, сокращены в недалеком будущем. Если в России пойдут новые волны протестных митингов и других политических акций, то на этот раз регионы могут поддержать столицу в большей мере, чем раньше.
Наша пропаганда могла бы сыграть свою значительную роль именно в расширении протестного движения уже не только за счет столиц, но и за счет крупных и средних городов по всей России (о чем, по-моему, писал Алексей Навальный в своем проекте ДМП), поскольку расширение числа недовольных нынешней властью граждан будет, вероятно, происходить и за счет регионов тоже. Возможно, что они в будущем сыграют в протесте не менее, а то и более существенную роль, чем столица.
Поэтому пропаганду можно адресовать тем, кого в будущем будет затрагивать непопулярная социальная политика нынешней власти, т.е. широким не очень обеспеченным группам граждан.
- В более общем случае можно адресовать пропаганду тем группам граждан, которые страдают или будут прямо или косвенно страдать от нынешней власти и установленного при прямом ее участии общественного порядка - от произвола чиновников полиции, судов, прокуратуры и других органов, от безответственности и безнаказанности других служб, от общей необустроенности жизни, в конце концов. - Пострадав от нынешней власти, эти люди, даже если поддерживали ее раньше, могут перестать поддерживать ее позднее, и этот результат может быть обусловлен сочетанием того, что они пострадают от власти, и того, что пропаганда обратит их внимание на власть (или, в более широком случае, - на весь нынешний общественный порядок, порожденный во многом жизнедеятельностью этой власти) как на одну из главных причин подобных страданий, притеснений.
1.2. Целевая аудитория пропаганды.
«Социологическая» (условно) классификация важных, на мой взгляд, групп целевой аудитории пропаганды (группы эти могут частично пересекаться в разных случаях):
- бюджетники, живущие в больших, средних, малых городах… да даже пусть и в пгт;
- молодежь как одна из наиболее активных и гибких общественных групп, склонных к переменам (а не к консерватизму как неявной идеологии нынешней власти), - те, кто мог бы стать средой, в которой вырастут политики и общественные деятели ближайшего будущего России;
- средний класс;
- интеллектуальная часть общества;
Последние две группы могут нанести нынешней власти значительный урон несмотря на свое относительно малое количество, т.к. принимают значительное участие в работе различных альтернативных СМИ (работают журналистами, политтехнологами, пиарщиками, ведут свои жж, твиттеры, фейсбуки и присутствуют в других соц.сетях;), могут участвовать в правозащитной практике, в партийном строительстве и других сферах, которые могут нести власти в том числе и головную боль.
Классификация целевой аудитории по политическим предпочтениям:
- в той или иной мере безразличные к политике - те, кто еще не состоит в партиях, не ходил на выборы и др.; полагаю, эффективность пропаганды в отношении этой аудитории будет не особо велика, но полностью исключать из поля зрения эту группу все же не стоит… особенно если политическое противоборство перейдет в стадию большего накала и они отойдут от своего былого безразличия;
- колеблющиеся (одна из наиболее интересных для нас групп, считаю: пропаганда в их рядах может увенчаться успехом с немалой вероятностью);
- сторонники нынешней власти (с частью из них будет трудно или невозможно общаться, другая часть может со временем либо перестать поддерживать власть, либо перейти на сторону протестующих, - пропаганда может сыграть в этом не последнюю роль);
- те, кто не безразличен к политике, но не поддерживает ни власть, ни нынешнее протестное движение (это могут быть разного рода патриоты, могут быть оппозиционеры-радикалы и другие группы);
- те, кто поддерживает оппозицию, но еще мало что сделал для протестного движения (полагаю, также достаточно интересная для нас аудитория, поскольку их поддержка в случае успешной пропаганды может возрасти);
- активные сторонники протестного движения. Иногда в их отношении не требуется никакой пропаганды.
Однако в разных случаях в отношении активных сторонников оппозиции может быть, полагаю, применена пропаганда другого рода для других целей:
- та, в задачи которой входило бы укрепить протестное движение, объединить его, наладить его действия в какой-либо сфере (например: «только мирный протест, никакого насилия с нашей стороны»);
- или та, которая будет призывать их примкнуть к какой-либо более-менее определенной политической группе (хотя я бы сказал, что такая пропаганда сейчас нежелательна для нас, но некоторые оппозиционеры - вроде тех же Лимонова, Кургиняна, Новодворской, некоторых партий системной оппозиции, - время от времени ею пользуются, нанося нам вред различной степени существенности, стараясь привлечь протестующих к своей сфере влияния);
Подобные классификации, считаю, могут сыграть свою роль при выборе и разработке формата пропагандистских акций и сообщений, поскольку при для того, чтобы сделать их действенными, нужно будет учитывать и целевую аудиторию, которой будут адресованы эти сообщения.
p.s. Возможно, я преувеличил роль пропаганды в политической борьбе протестного движения.
К тому же, одной пропагандой нам не добиться успехов: если не появятся нужные социально-экономические предпосылки, то успех нашего мероприятия будет достаточно скудным даже при качественной пропаганде. Если же они возникнут, пропаганда может стать одним из тех инструментов, которые могли бы помочь нам направить недовольство граждан в определенную сторону (а именно - против нынешнего руководства страны), хотя с такими силами очень трудно работать, поскольку трудно будет предугадать ответную реакцию общества на наши пропагандистские сообщения (а реакция эта, вероятно, будет разносторонней и многообразной):
- их смысл могут попытаться исказить;
- могут попытаться опровергнуть;
- попробовать обратить против нас;
- и т.д.
> Кроме того, я хотел заметить, что из изложенных выше рассуждений не следует, что на пропаганду надо тратить столь много усилий, как это могло бы показаться из написанного - гораздо важнее иногда бывает употребить ее в нужное время, в нужном месте, в нужном виде, в нужном объеме.
- Потому что пропаганда в меньшем, чем надо, количестве может не дойти до адреса, не дать нужного резонанса, а пропаганда в излишке может вызвать у граждан отторжение.
Также, полагаю, для успеха пропаганды важно не столько сверяться со всеми классификациями, приведенными выше, а исходить из определенных критериев/ правил/ требований, по которым эти сообщения будут составляться: помнить о своей аудитории, о цели пропаганды, определиться с требованиями к содержанию и уже из этих данных определяться с форматом пропагандистского сообщения.