зря ржош между прочим. вопрос очень не простой. ну например, существует ли (реальна ли она) дружба или, к примеру, справедливость? если да, то в какой форме, если нет, то что позволяет нам говорить о её наличии или отсутствии? ну вот, метафизические реалисты признавали дружбу или справедливость как объективные части реальности.
а я вот упал со стула от количества разных шрифтов на титульном листе по ссылке.
Просто поймал себя на спонтанной реакции, удивительно напоминающей ту, об которую чаще всего разбиваются наши разговоры об МФ. Мы, типа, про совместное намерение автора и зрителя, а они ржут или злятся.
Я теперь понял почему. Но выхода, кажется, нет. Либо ты осваиваешь аппарат, принятый в данной компании, и используешь его, либо ты лишен возможности обсуждать такие материи в этой компании.
да. для разработки новых аспектов реальности всегда нужен новый язык. но новый язык может появиться только в одеждах старого. попытки относиться к новому языку как к старому (благо, форма идентична) приводит к тотальному непониманию
контекст тоже смешноватый семинар по аналитическому "реализму" с конца 80-х без Ричарда Рорти - это нечто тем более, что как минимум половина из указанных изданий представляют косметические апдейты куда более ранних текстов
а зря - он в тему что американские метафизики им не интересуются, так то от лукавого - им от него досталось в "Зеркале" (континентальным тоже) но вообще очень забавно, что вы откликнулись - мы ведь здесь народ от этих материй достаточно далекий
Спасибо за интерес. Собственно, я хочу как раз эту тему включить в последнюю главу своей книги (а она - об абстрактном искусстве в том числе) - сопоставить реализм в философии с абстракциями. Это действительно забавно - я имею в виду тот путь, по которому пошло искусство после Возрождения, ибо реализм в живописи соответствует "номинализму" в философии.
А реализм/номинализм это проблема средневековой философии, которую с конца 70-х мусолят в американской метафизике. Я считаю, и на том спасибо, ведь похоже, что Куайн и многие его последователи вообще не хотели обращаться к проблемам европейской философии, занимаясь взращиванием своей, "американской".
Спасибо за диалог с Грининым. Слушал, затаив дыхание :)
Сопоставление направлений мысли с направлениями в искусстве - любопытная задачка. Не уверен, что в ответе на нее много смысла, но возможность взглянуть по-новому и на то и на другое для читателя практически гарантирована.
Абстракционизм занимается предъявлением паттернов восприятия как таковых, в отрыве от фигур-объектов. В этом смысле логично сопоставлять его с реализмом, понимаемым в русле сабжа.
С чем интересно можно сопоставить метафизическую фотографию, которая, оставляя фигуры в неприкосновенности, подменяет культурно(физически)-подходящий паттерн их восприятия каким-то иным, подходящим лишь в данном конкретном случае, и на этом конфликте протаскивает к зрителю реальные, но игнорируемые свойства изображенного фрагмета мира.
Я вообще сторонник того, чтобы идеи рассматривать в контексте, поскольку вижу преемственность как в науке, так и в искусстве от философии. Она, может быть, неочевидна, но есть.
Интересно! Не думала об этом. Из знакомых мне концепций теория гештальтов всего ближе (если Вы настаиваете на реальных предметах). Но я бы описывала это через теорию универсалий, как она развита в аналитической философии (не знаю, насколько она Вам близка). Недавно книжка вышла - Дэвид Армстронг. Универсалии: самоуверенное введение. М, Канон +, 2011. А он эту книжку в 1989 году написал. Он австралийский философ-номиналист ("умеренный")
давно не освежал в памяти тему "номинализм/реализм", но соответствия с изобразительным искусством не представляются мне столь прямыми а чему тогда соответствовал средневековый "реализм"? иконе? доктринально номинализм сформировался много раньше, чем то, что, с известными натяжками притом, можно назвать "реализмом" в европейской живописи; если мне не изменяет память, в искусствоведении о реализме в расхожем смысле говорят начиная с Рембрандта и Веласкеса, не ранее, т.е. с начала 17 века, когда о номинализме помнили только педанты школы томизма
Comments 33
Reply
Reply
Reply
Reply
а я вот упал со стула от количества разных шрифтов на титульном листе по ссылке.
Reply
Просто поймал себя на спонтанной реакции, удивительно напоминающей ту, об которую чаще всего разбиваются наши разговоры об МФ.
Мы, типа, про совместное намерение автора и зрителя, а они ржут или злятся.
Я теперь понял почему. Но выхода, кажется, нет. Либо ты осваиваешь аппарат, принятый в данной компании, и используешь его, либо ты лишен возможности обсуждать такие материи в этой компании.
Reply
Reply
семинар по аналитическому "реализму" с конца 80-х без Ричарда Рорти - это нечто
тем более, что как минимум половина из указанных изданий представляют косметические апдейты куда более ранних текстов
Reply
Reply
что американские метафизики им не интересуются, так то от лукавого - им от него досталось в "Зеркале" (континентальным тоже)
но вообще очень забавно, что вы откликнулись - мы ведь здесь народ от этих материй достаточно далекий
Reply
Так случайно оказалось, что Дмитрий - в моей френдленте. :)
Я тоже метафизической фотографией интересуюсь, с т.з. теории.
Reply
Собственно, я хочу как раз эту тему включить в последнюю главу своей книги (а она - об абстрактном искусстве в том числе) - сопоставить реализм в философии с абстракциями. Это действительно забавно - я имею в виду тот путь, по которому пошло искусство после Возрождения, ибо реализм в живописи соответствует "номинализму" в философии.
А реализм/номинализм это проблема средневековой философии, которую с конца 70-х мусолят в американской метафизике. Я считаю, и на том спасибо, ведь похоже, что Куайн и многие его последователи вообще не хотели обращаться к проблемам европейской философии, занимаясь взращиванием своей, "американской".
Reply
Сопоставление направлений мысли с направлениями в искусстве - любопытная задачка. Не уверен, что в ответе на нее много смысла, но возможность взглянуть по-новому и на то и на другое для читателя практически гарантирована.
Абстракционизм занимается предъявлением паттернов восприятия как таковых, в отрыве от фигур-объектов. В этом смысле логично сопоставлять его с реализмом, понимаемым в русле сабжа.
С чем интересно можно сопоставить метафизическую фотографию, которая, оставляя фигуры в неприкосновенности, подменяет культурно(физически)-подходящий паттерн их восприятия каким-то иным, подходящим лишь в данном конкретном случае, и на этом конфликте протаскивает к зрителю реальные, но игнорируемые свойства изображенного фрагмета мира.
Reply
Я вообще сторонник того, чтобы идеи рассматривать в контексте, поскольку вижу преемственность как в науке, так и в искусстве от философии. Она, может быть, неочевидна, но есть.
Интересно! Не думала об этом. Из знакомых мне концепций теория гештальтов всего ближе (если Вы настаиваете на реальных предметах). Но я бы описывала это через теорию универсалий, как она развита в аналитической философии (не знаю, насколько она Вам близка). Недавно книжка вышла - Дэвид Армстронг. Универсалии: самоуверенное введение. М, Канон +, 2011. А он эту книжку в 1989 году написал. Он австралийский философ-номиналист ("умеренный")
Reply
а чему тогда соответствовал средневековый "реализм"? иконе?
доктринально номинализм сформировался много раньше, чем то, что, с известными натяжками притом, можно назвать "реализмом" в европейской живописи; если мне не изменяет память, в искусствоведении о реализме в расхожем смысле говорят начиная с Рембрандта и Веласкеса, не ранее, т.е. с начала 17 века, когда о номинализме помнили только педанты школы томизма
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment