на дискуссию об идентичности меня, слава богу, не позвали, и правильно сделали, потому что я бы не пришёл (ибо болею). Но «Ворота» организовали прямую трансляцию(!!!), поэтому я имел возможность шпионить заочно, и теперь хочу добавить свои пару слов.
начинать дискуссию без предварительного определения термина было смелым шагом :)
не люблю спорить о правильном употреблении слов, поэтому сразу скажу, что социальной идентичностью я называю субъективное чувство принадлежности к определённой группе.
Далее о дискуссии. В очередной раз заметил, что даже самые умные люди раз за разом совершают одну и ту же когнитивную ошибку, путая межгрупповой и внутригрупповой уровни анализа. (сколько раз приходилось слышать: дескать, женщин не существует, потому что они все разные, россиян не существует, потому что у них нет ничего общего итд итп) Когда мы говорим о существовании калининградской идентичности, это, конечно, вовсе не означает одинаковость, тождественность всех калининградцев (хотя коварное слово «идентичность» подталкивает нас к такому ходу, ибо изначально латинское по своему происхождению «идентичный» означало и до сих пор, среди прочего, означает «тождественный»). жители калининградской области разные, как, собственно, внутренне дифференцирована любая другая группа людей (к слову, не только людей). Но когда эти жители покидают пределы калининградской области и узнают о существовании москвичей, петербуржцев, сибиряков, поморцев ит.д., вопрос о особенностях калининградцев встаёт естественным образом. Этот вопрос звучит из уст самих москвичей, петербуржцев, сибиряков итд, которые заявляют о своей особости и видят в тебе, как калининградце, Другого. Разумеется, данный вопрос, после серии встреч с «другими россиянами» неизбежно вырастает в самосознании самого калининградца.
социальная идентичность - эта форма самосознания, которая рождается в столкновении с инаковым и в глазах этого Иного. Женщины существуют постольку, поскольку есть не-женщины (обычно это мужчины), которые видят в тебе женщину. Россияне, поскольку есть не-россияне. Калининградцы же возникают, когда на горизонте появляются не-калининградцы, то есть другие россияне, которые калининградцами себя не признают, и в самих калининградцах видят инаковое. Говорить о калининградцах имеет смысл только по отношению к жителям других самобытных российских территорий. Если же мы меняем уровень анализа, мы начинаем говорить о россиянах и не-россиянах, европейцах и не-европейцах, русских и не-русских, православных и не-православных, итп.. И на этих уровнях анализа разговор о каких-то особенных калининградцах оказывается неуместен.
Если зайти с другой стороны, по сути, вопрос об идентичности калининградцев - это вопрос о том, являются ли калининградцы реальной социальной группой. То, что калининградцы - это значимая номинальная группа, выделенная по объективному территориально-административному признаку, не вызывает сомнений. Но есть ли у калининградцев свои особые, осознаваемые ими интересы, цели, практики. Я бы сказал осторожно: они складываются. Когда есть особые условия проживания (географические, исторические, экономические, политические), у людей, живущих в этих условиях, неизбежно возникают общие трудности, а значит - общие интересы и общие действия. Для этого нужно время. И если для кого-то существование особой калининградской реальности неочевидно, у меня на это ответ один - что ж, значит время ещё не пришло.
P.S. пока писал свои пару слов, понял что у нас нет вербальных ресурсов для различения калинининградцев как жителей Калининграда и калининградцев как жителей Калининградской области. Я же говорю, нужно время :)
Click to view