Jan 23, 2008 18:10
Нет более увлекательного и безнадёжного занятия, чем разгадывать чужие ассоциации и символы. Недавно с «Жёлтой стрелой» Пелевина занимался чем-то в этом духе. Ну, с поездом как символом потока жизни более или менее ясно. Макаревич, конечно, здесь вспоминается («Разговор в поезде»), но наверняка кто-то ещё раньше поезд таким образом уже обыгрывал. Пелевину в фантазии и остроумии не откажешь - всё получилось довольно забавно, милая пародия на современную цивилизацию и на человеческое вообще.
Остановку поезда интерпретировать гораздо сложнее. Тем более, что до этого описан случай удачного спрыгивания с поезда. Прыжок с поезда можно понять как самоубийство или мистический уход в иную реальность или стремительное расставание с иллюзиями. Но остановка самого поезда, когда это случается? Бывают, правда, моменты в жизни, когда бешенное биение сердца и стук колёс притормаживают, почти замирают. Когда удаётся посидеть спокойно, помолчать, оглядеться по сторонам, покопаться в себе. Но поезд то всё равно идёт, просто более плавно, неспешно. Да и автор вроде бы не возражает:
«Нас никто не спрашивает, - сказал Андрей, - согласны мы или нет. Мы даже не помним, как мы сюда попали. Мы просто едем, и все. Ничего не остается.
- Остается самое сложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его пассажиром, - сказал Хан»
Так как случилось, что поезд остановился? Всё-таки он иногда останавливается:
«- Я думаю, что они там, - сказал Хан и кивнул за окно, где плыло бесконечное поле, заросшее травой, по которой, как по воде, шли волны от ветра.
- Они умерли?
- Они сошли. Однажды ночью, когда поезд остановился, они открыли дверь и сошли.
- По-моему, ты что-то путаешь, - сказал Андрей. - «Желтая стрела» не останавливается никогда. Это все знают.»
Ищем потайной ключ. Что мы имеем? Вот, кажется. Надпись древних эзотериков:
«Тот, кто отбросил мир, сравнил его с желтой пылью.
Твое тело подобно ране, а сам ты подобен сумасшедшему.
Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела.
Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту.»
Кажется, что-то проясняется. Мир - попавшая в человека Жёлтая стрела. Остановка поезда - инсайд, пронзительное интуитивное прозрение, что т.н. «объективный мир» - не более чем пыль, которую можно с лёгкостью вытрясти из своего сознания. Прозревшему мир открывается не как реальность, в которую он погружён, а как сон на яву, который можно в любую секунду покинуть и остаться наедине с самим собой.
Совершаем простенькую экспликацию и смотрим, что мы имеем в итоге в сухом остатке. Да, да, как и следовало ожидать, тот самый, всеми любимый махровый субъективный идеализм. Мира нет, всё иллюзия. Есть только я, то бишь индивидуальное человеческое сознание. Откуда оно взялось и какая сила его питает? Неизвестно. Один чудак, правда, утверждает следующее:
«У всех нас на самом деле одна и та же проблема. Признать это мешает только гордость и глупость. Человек, даже очень хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается в опоре, в чем-то таком, что сделает его существование осмысленным. Ему нужно увидеть отблеск высшей гармонии во всем, что он делает. В том, что он изо дня в день видит вокруг… К счастью путь только один, найти во всем этом смысл и красоту и подчиниться великому замыслу. Только потом по-настоящему начинается жизнь»
Но по-моему, Пелевин не очень симпатизирует этому герою с его буклетиками. Нет уж, пустота, так пустота. Без всяких оговорок и компромиссов. Теоретические трудности солипсизма вежливо обходятся стороной.
Итого, мы получаем очень грустную картину мира:
«Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия - начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо - и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды - то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты…«Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно желтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь - это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу. И вот я падаю, падаю, уже черт знает сколько лет падаю на стол перед тарелкой, а кто-то глядит в меню и ждет завтрака…»
Резюмирую: текст занятный, талантливый и нескучный. Наполнен интересными образами, символами, метафорами и аналогиями. Ставит важнейшие и вечные вопросы. Но решение? Помилуйте. Как же можно без противоречий обойтись без объективного мира. И главное - без священного, без Абсолюта. Даже Беркли не смог. И до него и после него никто не смог. И вам, товарищ Пелевин, не удастся. А жаль. В пустоте оно, конечно, было бы приятнее J.
я оцениваю прекрасное