Кант и сексизм

Jun 21, 2012 10:32


В своё время насобирал улики против Канта. выкладываю самые яркие (у меня их в три раза больше).

Трудное учение или слишком отвлеченные рассуждения (даже если бы женщине удалось достигнуть в этом совершенства) сводят на нет достоинства, присущие женскому полу. Хотя они и способны ввиду их редкости сделать женщину предметом бесстрастного удивления, но они уменьшают силу тех прелестей, благодаря которым женщины имеют такую большую власть над другим полом. Женщине, у которой, как у г-жи Дасье , голова полна греческой премудрости или которая подобно маркизе Шатле ведет ученый спор о механике, не хватает для этого только бороды - борода, быть может, еще отчетливее выразила бы глубокомыслие, приобрести которое стремятся такие женщины.
(Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного)

Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно, и добродетельными будут для них поступки нравственно прекрасные. Никакого "должно", никакого "надо", никакой обязанности, никаких приказаний, никакого сурового принуждения женщина не терпит. Она делает что-то только потому, что так ей нравится; поэтому главное - уметь сделать так, чтобы ей нравилось только то, что хорошо. Я не думаю, чтобы прекрасный пол руководствовался принципами, и надеюсь, что этим не оскорбляю его.
(Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного)

Что же касается ученых женщин, то они пользуются книгами примерно так же, как своими часами: они носят их только для того, чтобы показать, что у них есть часы, хотя обычно эти часы у них не ходят или неверно показывают время.
(Антропология с прагматической точки зрения)

Женщина во всяком возрасте признается в гражданском отношении недееспособной; супруг - ее естественный куратор. Хотя женщина по природе своего пола достаточно речиста, чтобы и перед судом (если тяжба идет о моем и твоем) защищать себя и своего мужа, так что в буквальном смысле ее можно было бы считать сверхдееспособной,- тем не менее женщины, так же как им не пристало идти на войну, не могут лично отстаивать в суде свои права и самостоятельно вести гражданские дела, а могут это только через своего представителя.
(Антропология с прагматической точки зрения)

Для единства и неразрывности связи недостаточно простого соединения двух лиц; одна сторона должна быть подчинена другой и одна из них должна чем-то превосходить другую, чтобы иметь возможность обладать ею или править. В самом деле, при равенстве притязаний двух лиц, которые не могут обойтись друг без друга, себялюбие вызывает одни лишь раздоры.
(Антропология с прагматической точки зрения)

кант не виноват, конечно, для своего времени он высказывался предельно корректно. но настоящий скандал заключается в том, что великий моралист и автор категорического императива в ранних работах отказывал женщинам в рациональной нравственности и чувстве долга. а в поздних работах он нигде от своих слов не отказался.

sex-gender-queer, я разоблачаю мифы

Previous post Next post
Up