Патефон дяди Павлуши. Челюскинцы

Sep 12, 2015 13:58



Патефон дяди Павлуши. Челюскинцы

В очередной как в первый раз прослушал историю про льдину. Это в связи с осенним похолоданием и шуточками, что бабушка изображает из себя закутанного челюскинца. (Я вот наслаждаюсь последним теплом и обливаниями, где похолодание-то.) Так вот, Отто Юльевич Шмидт собрал экспедицию открывать нужнейший стране Северный морской путь и в его конце вмерз в льдину. На льдине было совершенно нечего делать, там было только два развлечения: между палатками ходил с беседами Шмидт, ученый и прекрасный рассказчик, а вечером все собрались в палатку дяди Павлуши, который взял с собой в экспедицию патефон. И еще неизвестно, кто внёс больший вклад в спасение команды «Челюскина», Шмидт или дядя Павлуша. К слову, командир корабля был капитан Воронин.

«Дядя Павлуша» он потому, что действительно моей бабушке дядя, муж сестры мамы. Правда, сам он про патефон не рассказывал, из скромности, наверно. Это мы узнали из воспоминаний Кренкеля, радиста.

Тот же Кренкель отправился потом открывать Северный полюс с Папаниным. Дядю Павлушу уже не взяли, точнее, взяли, но не туда, а куда многих в 37-м. Поэтому патефона у них не было. А Папанин не был ни учёным, ни рассказчиком, а был партийным вождем, и из развлечений были только партийные собрания. Там обсуждались телеграммы из Москвы, которые принимал и расшифровывал беспартийный радист Кренкель, которого на время собраний выгоняли из единственной палатки на мороз. Народ конечно выжил, но слегка озверел. Любимым занятием Папанина было собирать и разбирать свой пистолет. На обратном пути Кренкель подбросил к разобранному пистолету лишний винтик, и Папанин приехал в Москву близким к сумасшествию и самоубийству, пытаясь понять, где он ошибся. А вы говорите, патефон.

Вообще, Шмидт был широкий человек, взял в неизведанный Ледовитый океан не только гидрографа Павлушу Хмызникова с патефоном, но и женщину с пятилетним ребенком и беременную женщину, мол, незаменимые специалисты. И зимовали они на Чукотке с новорожденным ребенком. А вот Папанин не был никаким специалистом, просто парторг, и в итоге чуть не самоубился. Мораль: повышаем свою профессиональную компетенцию, ну и не забываем патефон.
Previous post
Up