История создания голубятен Кападокии относится к концу XIX века и началу XX века. Эти маленькие строения, не привлекающие нашего особого внимания, являются примерами местного исламского искусства этого периода. Эти причудливые строения имеются на склонах или фасадах гор почти всех долин, которые были обработаны или сконструированы из местных, податливых резьбе камней.
Другими типами голубятней стали монастыри и церкви, где окна и двери закрывались и превращались в места обитания голубей.
Мы сегодня должны быть благодарны голубям, благодаря которым сохранились фрески церквей и монастырей. Закрытость голубятен донесли до нас незабываемые творения, не потерявших свою красоту под воздействием солнечных лучей и уцелевших от рук людей. Потому что люди входили в голубятни раз в год для очистки помещение от навоза и потом снова закрывали входные отверстия.
1. В качестве иллюстрации, фото из приобретенной мною книги (фотограф: Ирфан Олмез). Так близко и так показательно, у меня снять не получилось.
При построении голубятен предусматривалось открытие 5-6 маленьких ниш для насеста, а где нужно ставили
деревянные насесты. Это можно увидеть в развалившихся голубятниках. Внешняя часть голубятней богато украшались местными художниками в зависимости от существующих традиций и норм социальной жизни.
Вместе с этим традиционно указывается дата сооружения и слова «Машаллах» и «Аллах» на старотюркском языке. И очень редко указывается хозяин голубятни и его профессия. Краски, применённые при украшении голубятней, изготавливались из деревьев и цветов, диких растений и из глины, содержащей окись железа. По этой причине цвета в украшениях голубятен сохранили свою живость до наших дней.
2. В качестве иллюстрации, фото из приобретенной мною книги (фотограф: Ирфан Олмез).
В Кападокийском крае голубятни очень густо расположены в Учхисаре (долина Гювержинлик), В Гёреме (долинаКылычлар), в Чавушине, в Урпопе (долина Узенги), в Ортахисаре, в долине Соганлы (Кайсери). Одну из этих долин, около Учхисара, мы и посетили.
3. Голубиная долина (Pigeon Valley) Гювержинлик. Вид от Учхисара.
4. Вид в сторону Учхисара.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Голуби облюбовали так называемое кувшинное дерево, часто встречающееся в этих местах.
11. Со смотровой площадки долины хорошо виден населенный пункт Учхисар, с возвышающейся над ним крепостью.
12.
13. Дорога на Учхисар.
14. Учхисар - это название крепости и небольшого городка, где она расположена. Крепость высотою в 60 м. является главной достопримечательностью.
15. Это огромная, величиной с многоэтажный дом глыба вулканического шлака с отвесными стенами.
16. Огромный массив изрезан тоннелями, входами, окошками-бойницами и использовался как военное сооружение в античные времена. С верхней точки крепости было легко наблюдать за прилегающей территорией и своевременно определять появление врага.
17. Со скалы и сейчас открывается превосходный вид на окрестности, но нам так и не дали проверить это лично. В отпущенное нам время, мы лишь прошлись немного от стоянки вдоль стен скалы. Надо признать, что и отсюда открываются потрясающие виды на территорию Каппадокии.
18.
19. В долине, примыкающей к крепости, - множество конусов, которые использовались местными жителями как голубятни.
20. Вид от крепости в другую сторону. По центру - городок Гёреме (панорама кликабельна).
21.
22.
23.
Вечером, после ужина в отеле, мы отправились смоьреть на ритуал "Сема" и танцующих дервишей.
24. Такие знаки на подъезде к залу для выступлений попадаются часто. Здесь много кошек и отношение к ним трепетное. Автобус двигался со скоростью 5 км/ч.
25. Зал для выступлений, похоже, выдолблен в скале. Снаружи было темно и не видно, но входили мы как будто в пещеру. Пройдя по длинному коридору мы оказались в круглом зале.
26. Отделка минимальная с небольшими украшениями. Но технически была оборудована хорошо. Была даже крмната с большим окном и микшерским пультом, а в потолок были вмонтированы кондиционеры. Мы расположились на стульях и стали ждать дервишей...
Дервиш (перс.- бедняк, нищий) - мусульманский аналог монаха, аскета, послушник Мевлеви, приверженец суфизма. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш был лишен нищеты, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи
Сема (сама), обряд кружения - один из самых тяжелых и в то же время самых изощренных способов приближения к Всевышнему, отмечается в книге о жизни и творчества Мевланы Джалаладдина Руми. Это акт любви и драма веры. Музыка, декламация его стихов, ритмическое вращение - все это призвано вызвать у приверженцев учения чувство подъема, экстаза, мистического полета.
Руми верил, что дух освобождается от тяжести плоти в процессе сема и ликование человеческого существования как чувств и мыслей может быть достигнуто только мастерством в сема.
Послушники ордена Мевлеви подвергаются долголетнему самоотречению, самоистязанию, и тренировке в сема. Руми требовал от своих последователей предельной самоотдачи; только выполняя все предписания, они могли ощутить вспышку религиозного просветления. И эти требования к членам братства во многом сохраняются по сей день.
В музее Мевланы показывают фигуру "абитуриента", стоящего на коленях, со взором, как бы погруженным в себя. Оказывается, желающие вступить в сообщество, должны простоять в такой позе трое суток. Претендентов много, поэтому тех, кто не сдаст этот "экзамен" или допустит другое нарушение режима, безжалостно отсеивают.
Обряды
Мевлеви представляют собой довольно сложный ритуал. Дервиши появляются в продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с черными накидками; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение.
Со скрещенными у груди руками подходят к наставнику (Шейху) и преклоняют головы ему на плечо, целуют руку, затем выстраиваются в колонну, оборачиваясь и кланяясь друг другу. Это повторяется по кругу гесколько раз... После прелюдии к ритуалу, родившемуся более семи столетий назад, участники действа начинают кружиться.
При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу (Богу), получая от туда благословение, а левую - к земле, чтобы передать ей благословение. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, но никогда они не становятся бесконтрольными.
Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и мимо шейха, по кругу "сцены". Они не произносят ни звука, не производят никаких движений ладонями или головой. Покружившись несколько минут, они плавно останавливаются и встают парами плечем к плечу, со скрещенными у груди руками. При этом, никто не шатается. Потом снова, пройдя с поклоном мимо наставника, погружаются в магический цикл вращений, постепенно разводя руки. И так по меньшей мере пять раз.
В один из циклов, я взялся подсчитать количество оборотов. Досчитав до ста, я перестал это делать. Ибо в моем понимании, этого бы вполне хватило обычному человеку, чтобы улететь со сцены от головокружения... Примечательно, что после танца дервиши ушли со сцены также спокойно, как и взошли на нее. (Люди с вестибулярным аппаратом космонавта, подумал я).
Ушли, музыка стихла, а зрители продолжали сидеть в шокирующей тишине, не понимающие, как вести себя в такой ситуации. С одной стороны, хотелось хлопать и кричать "браво" этим нечеловеческим способностям, с другой, это же религиозный обряд, а не цирковое представление, и аплодисменты были бы совсем не уместны. В общем, пока народ думал, на сцену поднялись два дервиша и показательно покружились пару минут. Это было сделано специально для того, чтобы люди могли хоть как-то заснять это действо, т.к. во время ритуала, съемка была строго запрещена.
27.
28.
Помимо
Википедии , в рассказе были использованы фрагменты статьи
Танцующие дервиши ("Независимая газета" 2007-01-22)
А ранним утром, меня ждали незабываемые впечатления... от полета на воздушном шаре.
Продолжение следует…
Страна нерукотворных пирамид. Часть 1. Конья. Каймаклы. Страна нерукотворных пирамид. Часть 3. Полет над Каппадокией Страна нерукотворных пирамид. Часть 4. Аванос. Перибаджалары. Страна нерукотворных пирамид. Часть 5. Национальный парк Гёреме