Посмотрел в записи оба последних выпуска, друг за другом, сначала своих коллег, потом "Голос". (БО смотрел выпуск, посвященный Верди) И сделал печальный вывод - шоу на "Культуре" явно проигрывает, как по уровню, так и по содержанию. Как-то совсем все тускло...
Сделал два наблюдения:
1. Екатерина Арну - несомненно лучший голос проекта БО. При этом ее старательно пытаются "выставить" за дверь, особенно старается председатель жюри, так как она узнала, как мне кажется, что эта конкурсантка - не кто иная, как... педагог по вокалу команды Димы Белана в проекте "Голос"!!)) То есть она мало того, что никогда не пела оперу, так еще и "из другой оперы") А вот этого почему-то оперные артисты не могут вынести...
Я, кстати, очень часто замечал, что у моих коллег существует некое пренебрежение, что ли, к эстрадным артистом. Мол, надо заниматься только оперой, а все остальное - ниже нашего достоинства... И очень много вокалистов зациклены на опере - ходят только в оперу, слушают только оперу, разговоры только про вокал, и т.д. Весь мир вокруг - только одна опера...
А мне кажется, что это неправильно. Это некая ограниченность, как это ни парадоксально звучит. Лично я настаиваю, что нужно слушать разную музыку, ходить в драму - развиваться разносторонне. Только поэтому я бы попытался поучаствовать в шоу "Голос" - спеть джаз и рок - это для меня как вспомнить молодость) И новый опыт, который всегда важен.
2. А вот в "Голосе" есть просто потрясающие, талантливые вокалисты, действительно с отличными голосами, и некоторых из них уже отсеяли. Проблема в некоторых "педагогах", о чем мое 2-е наблюдение. Там есть единственный здравомыслящий человек - это Александр Градский. А вот позиция девушки Пелагеи меня лично выводит из себя, так же, как в жизни вызывают недоумение люди, занимающие позицию "а мы и зайца на барабане играть научим". Неужели не понятно до сих пор, что невозможно научить, можно только научиться?
Госпожа Пелагея мнит из себя великого педагога, и с чистой совестью убирает талантливых и способных ребят, оставляя абсолютных середняков. Ну вы подумайте - надо же, троечник получил четверку, ай да молодец, ах, какой я педагог... Ну а что с отличником заниматься - он и так все может. Вот в этом и проявляется эгоизм учителя - попытка не научить, а показать себя, лелея самолюбие, и неспособность сотрудничать с достойным учеником, превосходящим учителя, и отсутствие смелости это признать.
Не отстает и Белан - лишь бы мальчики пищали, как он сам. Остальных - домой.
Надеюсь, что Леонид Агутин, интересный музыкант, сможет перебороть в себе учителя, и не сделает ошибок, как в прошлом сезоне, когда выводил из проекта одного за другим потрясающих ребят. Севару я ему не прощу.
3. Вернусь к БО. Мне интересно, почему считается, что вокалист обязательно всю жизнь должен заниматься с педагогом? Первый вопрос, который задают: "А кто Ваш учитель?". Отвечаю: "Я сам". Плюс концертмейстер. И композитор - открой ноты и читай - там все написано.
Неправильно всю жизнь цепляться за "костыль" преподавателя. Вокалист должен "научиться" учиться самостоятельно, с небольшой корректировкой со стороны концертмейстера и дирижера. И все! Не надо бегать каждую неделю к педагогу - ах, он меня настроит, без него я теряю ощущения, бла-бла-бла... Хреновый у тебя педагог, раз не научил тебя плавать без спасательного круга...
И если когда-нибудь возьму ученика - всю душу выну из него, заставлю петь джаз, ходить во все театры, включая музкомедию и кукольный театр, читать и слушать все, что только можно, и это все помимо оперы - но чтоб через несколько лет он ушел от меня в свободное плавание, и никогда не возвращался в мою гавань...
Поэтому некоторым членам жюри отвечу - нет педагога, и слава богу. Привыкли всех видеть вечными студентами. Человек ХОЧЕТ и МОЖЕТ научиться самостоятельно - честь ему и хвала! Ваша задача - не строить из себя снобов, а просто подсказать направление, в котором двигаться. А человек способный уж сможет сориентироваться, не волнуйтесь...
И так везде - одни вместо театра делают студию при консерватории, другие учат кроликов прыгать выше головы. А они не могут - не дано природой.
А талантливые сами пробиваются.
Как всегда.
Как везде.