Сегодня мы продолжим разговор уже не столько о различных способах организации работы театра, сколько об агентах, контрактах и т.п.
Кто хочет прочитать начало - прошу сюда:
http://dmitryulyanov.livejournal.com/82540.html Если вы помните, тему разговору задали следующие вопросы:
"Что для вас удобнее -- контрактная система или репертуарный театр? Как складываются отношения с агентами? Можно ли прожить на зарплату рядового московского певца? Если артист работает по контрактам и не состоит служащим в театре, считается ли он безработным?"
Начнем с того, на чем остановились в прошлый раз - с агентов)
Недаром я привел слова известного тенора: "Скажи мне, кто твой агент, и я скажу, какой ты певец!"
А это значит именно то, что вы читаете - чем известнее агент, чем крупнее агентство, представляющее певцов, тем сильнее их позиция и статус.
И далеко не всегда качество равно статусу. Естественно, самое крупное агентство типа IMG Artists не будет связываться с неперспективными артистами. Но в то же время, даже обладая незаурядными данными, имея плохого агента, далеко не продвинуться. Я знаю это не понаслышке.
Все театры делятся на несколько категорий - A, B, C и так далее. Соответственно, и агентства имеют примерно такое же подразделение. И вполне логично, что все ведущие театры работают только с самыми крупными агентствами) Ну, а дальше схема примерно понятна - очень трудно, имея средней руки агентов, пробиться выше средних театров. Хотя и на этом поприще можно очень и очень хорошо трудиться, особенно, если агентство работает в одной конкретной стране.
Я не знаю, кто такие агенты, и как ими становятся) Очень часто это люди, не имеющие прямого отношения к музыке, но хорошо слышащие голоса. Конечно, есть и образованные музыкально. Но иногда сталкиваешься с очень крупными агентами, которые задают настолько дилетантские вопросы, что выдает в них людей, совершенно не сведущих в вокале...
Самое печальное в этой схеме - что ты полностью зависишь от агента, от того, как он тебя слышит и как тебя будет в итоге продавать. От него зависит и выбор твоего репертуара, и твои гонорары, и вся твоя будущая карьера. Есть довольно больше количество агентов, работающих "на подхвате" - грубо говоря, тобой никто не занимается, а только затыкают дыры, есть агенты-"букеры", ангажирующие всех подряд на все подряд за сущие копейки; есть средней руки агенты, в принципе, нормально работающие на своем уровне, предлагая 1-2 контракта в год за неплохие деньги. НО!
Если ты хочешь стать певцом топового уровня, то тебе мало просто хорошо петь, говорить на нескольких языках, быть грамотным музыкантом и т.п. - тебе обязательно нужно подписать эксклюзивный контракт с крупной агентурой!
Прошу обратить внимание - этот контракт не имеет никакого отношения к театрам. Он служит для обозначения отношений между агентством и артистом. Почему эксклюзивный? Потому что ты обязуешься работать в течение нескольких лет ТОЛЬКО с этим агентством, а они в ответ будут работать с тобой в приоритетном порядке, с определенным уровнем твоих гонораров, с театрами высшего эшелона; также они будут заниматься твоим промоушеном, направят тебя к коучам, и т.д. За все свои услуги агентство обычно просит от 10-12% от суммы контракта, причем брутто (без учета налоговых вычетов).
Однако не все так радужно. Практически невозможно включить в договор с агентством пункт о гарантированном обеспечении контрактов с театрами - это бывает в очень редких случаях. И они очень внимательно будут следить, чтобы ты не работал с другими). Иногда это может привести к тому, что певец сидит без работы и имеет только один контракт в год, пусть даже и хороший. А если ты пытаешься разорвать контракт - агентство в силу своей "крутости" перерубает тебе все контакты и выходы на театры. Вот так-то может быть...
Возможен вариант работы не эксклюзивно, с несколькими агентами. Только в дальнейшем будет все сложнее разделить их сферы влияния, так как все они в принципе работают по одним и тем же точкам. Может дело дойти и до очень неприятных моментов, когда в одном театре сталкиваются два твоих агента...
Вот исходя из всех таких рассуждений, получается, что только тот певец, кто подпишет контракт с крупнейшим агентством, начинает петь в лучших театрах мира, и соответственно, становится узнаваемым и известным. Хорошо, если человека сразу заметили на каком-нибудь конкурсе, а если нет? Приходится идти долгим и трудным путем. И не факт, что крупное агентство тебя заметит. Иной раз бывает, что певец с хорошим голосом идет-идет к такому знакомству, а незаметно время проходит, и человек карьеру заканчивает, не начав... И да, в крупное агентство просто так не попасть - они, что называется, сами на тебя выйдут в случае необходимости.
Не устали еще? Продолжим!
Коснемся теперь темы контрактов с самими театрами за рубежом.
Опять же, все условия договора зависят от твоего агента. И количество репетиций, и оплата проживания с перелетами, и размер твоего гонорара - все подчинено статусности твоей агентуры. Я это вам точно говорю - я с одним и тем же театром вел переговоры на одних условия, а как только стал работать с агентом более высокого уровня - сразу условия поменялись в сторону увеличения и улучшения)
Стандартные условия контрактов примерно одинаковы: артист А приглашен на роль Н, количество спектаклей такое-то, даты спектаклей такие-то, на репетиции нужно прибыть такого-то числа. Перелет туда-обратно эконом-классом за счет театра, остальное - за собственный счет.
А вот дальше начинаются нюансы) Если у тебя статус "звезды" - то у тебя и перелет бизнес-классом, и оплаченный отель, и оговоренное количество репетиций, гораздо меньшее, чем у остальных участников, и гонорары у тебя соответствующие. Только обо всем этом вслух говорить не принято, а тем более обсуждать с кем-либо финансовую сторону вопроса - это дело сугубо твоего агента и дирекции театра.
Не стоит забывать, что в контракте также прописано очень много условий того, что обязан делать артист. Он обязан приехать с выученной партией, посещать все выписанные репетиции, выполнять все указания дирижера и режиссера, и много еще чего. Например, все права на аудио и видеозаписи, трансляции и т.п. также принадлежат театру, и очень редко артист может распоряжаться своими авторскими правами, и соответственно, получать за это деньги.
В случае же невыполнения одного из многочисленных пунктов контракт аннулируется с удержанием с певца большой неустойки.
Артист заранее никогда не знает, какая будет продукция, если только это не повтор. Вот почему иногда возникают громкие скандалы с отказами от ролей, или с отменой контракта. К слову говоря, если артиста снимают с роли по какой-то причине, не связанной с его профессионализмом, певцу обязаны возместить ПОЛНУЮ стоимость контракта.
Теперь обратимся к российским театрам
В России сейчас творится полная неразбериха - часть репертуарных театров остаются на долгосрочных договорах, часть переходит на срочные, часть пытается скопировать западную систему, делая разовые контракты, постепенно отказываясь от труппы и избавляясь от ненужных людей...
Но обычная практика такова, что сначала с молодым артистом подписывают контракт на полгода-год, потом несколько лет его могут продлять на такой же срок (или не продлить совсем...), затем подписывают контракт на 3-5 лет, потом могут предложить бессрочный контракт. Параллельно с этим существуют разовые контракты, на исполнение определенных партий. Такой артист считается приглашенным.
На западе также существует смешанный тип контракта - на исполнение нескольких партий, с оговоренным количеством спектаклей в течение года, с фиксированной месячной зарплатой (фактически смесь системы стаджоне с репертуарной). Это практикуют немецкоговорящие страны - Австрия, Швейцария, Германия. Подписать контракт на три года, на 4-5 партий с количеством спектаклей около 20 в год где-нибудь в Цюрихе считается большой удачей.
Сложность наших контрактов в том, что определенные партии в них не закреплены - певцу присвоен определенный разряд, полностью повторяющий бывшую тарифную сетку. И дальше начинается политика - кто какую партию поет, кто в каких постановках принимает участие - все это находится в руках художественного руководства театра. И количество спектаклей, и названия спектаклей - все утверждается каждый месяц, равно как и составы. И поэтому средняя зарплата певца, не участвующего в спектаклях, не очень высока. У нас в театре этот уровень считается очень хорошим по Москве, а в БТ, например, совсем мизерный - если артист не поет спектакли, получает сущие копейки.
В принципе, в нашем театре, если петь достаточно много спектаклей в месяц, можно неплохо заработать, учитывая то, что все певцы разделены на пять категорий, и солист, имеющий пятую, самую высшую категорию, получает соответственно пятикратную надбавку. Но поверьте - уж руководство постарается поровну распределить спектакли, чтоб никто не переработал) И очень часто состав участников спектакля зависит не от уровня исполнителя, а от элементарной очередности.
Но даже с учетом всех спетых спектаклей по высшей категории, обладая 18+10% разрядом, зарплата получается раз в 5-6 меньше, чем за границей. Я уж не говорю про звезд, у которых гонорары могут вообще быть запредельными, за счет спонсоров.
А насчет вопроса про безработицу - если вы работаете, то как вы можете быть безработным? Просто в данном случае ты не привязан ни к какому из театров - это уже каждый выбирает для себя сам, состоять ли в штате и иметь стабильный, но небольшой доход, или же быть "фрилансером", с определенными рисками, но с возможностью заработать в разы больше.
Собственно, на этом и закончим эту тему. Если вдруг что-то забыл, или упустил - спрашивайте, отвечу в комментариях. А то и так уже длинно получилось)
А на сегодня новостей больше нет!
Заходите позже)