7 лет назад не стало одной из величайших сопрано нашего времени - Троицкой Натальи Леонидовны
Мало кто у нас в стране ее помнит и знает. В далеком 79-м году ее отверг Большой театр. И она смело рванула на запад с парой долларов в кармане. Взяв тут же несколько первых премий и Гран-при на престижных вокальных конкурсах в 1980 году, уже спустя год она грандиозно дебютирует в партии Тоски на сцене Театра Лисео в Барселоне...
И с этого момента она с триумфом появляется на сценах Венской Штаатсопер, Миланского "Ла Скала", в Ковент-Гарден, в Цюрихе, Мадриде, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, etc; ее Тоска несколько лет признается "Тоской года" в Европе, она открывает сезоны в Арена-Ди-Верона; ее партнерами становятся Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Ренато Брузон, Хуан Понс, Лео Нуччи, Николай Гяуров, Фьоренца Коссотта, Елена Образцова; сам Герберт фон Караян вызывает ее лично на несколько своих проектов...
Много лет ее связывала теснейшая дружба с Монтсеррат Кабалье и ее семьей. Говорят, Монтсеррат рыдала на ее могиле в свой последний приезд в Москву, и потом не могла толком петь на концерте...
Наталья Леонидовна, к сожалению, очень рано оставила сцену - в 1992 году. Ее преследовали сильнейшие головные боли, и она больше не смогла петь.
Вскоре она вернулась на родину, в Москву, и стала преподавать в своей родной Гнесинке. Изредка она вела концертную деятельность, помогая молодым артистам. Незабываем концерт с молодым, подающим надежды баритоном Хворостовским и гениальным маэстро Колобовым... Он предлагал ей стать директором Новой Оперы - она отказалась... Многие театры мира звали ее в интенданты - она отказалась... Она хотела преподавать, открыть свою вокальную школу, стать первым настоящим профессиональным агентом в России...
Я никогда Вас не забуду, Наталья Леонидовна!
Я помню, как она пригласила меня на прослушивание, слушала внимательно арию Филиппа, и потом сказала:
"Дима, запомните мои слова - вам пока еще рано петь Филиппа (это было в далеком 2001 году)). Но поверьте - через десять лет вы будете петь эту партию на самых лучших сценах мира! И не только эту партию, а и множество других! Вас ждет потрясающее будущее, только надо немного поработать и подождать..."
Я работаю и жду, Наталья Леонидовна. Ваши слова уже почти все сбылись) Замолвите там за меня еще парочку маленьких словечек...
Именно она стала моим первым агентом, устроив меня на небольшую рольку в Театр Лирико Ди Кальяри, на Сардении. И до самых своих последних дней наблюдала за моими успехами. Как раз в конце января 2006 года я тогда вернулся из Монте-Карло, окрыленный победами и надеждами, с планами на будущее. Как оказалось, это были наши последние встречи и разговоры...
9 апреля 2006 года, в результате тяжелой болезни, она скончалась дома, на руках у мужа.
Похоронена на Троекуровском кладбище.
Каждый год в этот день я приезжаю туда.
Если вы вдруг когда-нибудь там будете, пройдите от самого входа направо, и пройдите по второй аллее чуть ввверх... Вы не сможете пройти мимо - вы сразу увидите золотой памятник скульптора З. Церетели, запечатлевшим Наталью Леонидовну в образе ее лучшей роли - Адриенны Лекуврер, с распростертыми руками, и с высеченными сбоку стихами А. Дементьева:
"Она зажгла свою звезду сама...
И свет ее ворвался в наши души,
И мир сошел от голоса с ума,
Когда с восторгом Троицкую слушал.
И мир от восхищенья изнемог,
Приняв душою этот дар бесценный...
Как жаль, что был не очень долог срок
Ее триумфа на великих сценах...
Но слава не сойдет вовеки вниз,
И мир по прежнему кричит ей: "Бис!"
...Постойте пару минут, положите пару гвоздик на могилу этой потрясающей женщины...
Светлая память, Наташа! Мой поклон и аплодисменты - Вам!
Более подробная информация есть в Википедии. Почитайте, поищите записи. К сожалению, их катастрофически мало, как и фотографий...
Не забывайте - иначе мы все растворимся в небытии......