Линдорф, герой из пролога и эпилога
На недавно прошедшем спектакле "Сказки Гофмана" побывали несколько моих блогоприятелей, и одна из них задала интересную тему для рассуждений, как и сделала несколько фотографий, которые я размещаю ниже, чтобы разбавить скупой и скучный текст)
В частности, она поинтересовалась, почему я пою всех четырех злодеев, хотя в либретто написано, что должен петь баритон?
Начну с того, что на первоначальном этапе Оффенбах задумывал, чтобы всех злобных персонажей пели разные люди, а партию Гофмана пел баритон, но в процессе создания оперы он страстно захотел, чтобы Гофман стал тенором, а злодей должен быть одним лицом, в противопоставление всем женским сопрановым персонажам, которые он изначально хотел отдать тоже только одной певице. Но, как известно, он так и не успел закончить оперу, успев оркестровать только первую часть, после чего скончался, и существует целое множество вариантов компоновки разных действий, как и вариантов компоновки персонажей.
Коппелиус и Спаланцани, два "кукловода" из части "Олимпия"
Вопрос состоит в том, что в оригинальном либретто несколько злодеев обозначены ремаркой бас или баритон, но Дапертутто обозначен только как баритон.
При этом существует определенная традиция, что роль злодея исполняет один человек. Который, соответственно, может быть или басом, или баритоном. Дальше вступает в действие фактор восприятия голоса - и в данном случае предпочтительнее оказывается именно бас, в силу тембральной характеристики. Прямой пример - роль Мефистофеля в опере "Фауст" Ш. Гуно, явном образчике той же самой французской оперы, что и произведение Оффенбаха.
Джульетта и ее хозяин, злодей Дапертутто, заговоривший бриллиант, из части "Джульетта"
При этом, в оригинале ария Дапертутто "Сияй, бриллиант" написана в ми-мажоре, что является типичной баритональной тональностью, и для баса существует несколько вариантов, транспонированных на пол-тона, или даже на целый тон, а то и на полтора, ниже. Общепринятой тональностью является ре-мажор, с верхним вставным фа-диезом. Но у нас в театре ария идет в ми-бемоль мажоре, и поэтому для баса верхняя вставная соль является уже неким трюковым номером, который поэтому так редко и исполняется, по крайней мере, в моем случае.
И вообще, во всех вариантах множество разных частей. Существует, например, ария Коппелиуса (из части "Олимпия"), есть совершенно другая ария Дапертутто, довольно редко идущая. Поэтому очень сложно куда-то поехать с этой ролью - каждый раз надо что-то переучивать)
Довольно часто злодеев поют разные люди, так как не всегда можно найти человека, могущего справиться со всеми трудностями всех партий - баритону иногда не хватает насыщенности голоса, басу иногда трудно держать заданную тесситуру.
Безумный игрок на всех инструментах, в особенности на струнах человеческой души, демонический доктор Миракль, из части "Антония"
Отступим от "Сказок Гофмана" - там сам автор колебался между басом и баритоном. Возьмем другую ситуацию - когда один певец поет или басовую партию, или баритоновую.
Та же блогоприятельница поинтересовалась, почему такое случается, хотя бы даже в нашем театре. Например, партию Дон Альфонсо поют и басы, и один баритон (ДЗ).
На самом деле, вопрос очень непростой.
Возьму, к примеру, оперу В. Моцарта "Дон Жуан". Как вы думаете, сколько партий я могу там спеть? Правильно, лично я могу спеть все четыре (понятно, не одновременно) - Мазетто, Лепорелло, Командор и Дон Жуан. Но при этом сам автор обозначил, что Дон Жуан должен быть баритоном. Как быть?
Дело в том, что существует целая градация группы голосов от баритона до баса. И всегда нужно исходить из специфики звучания конкретного голоса, а также элементарной характеристики персонажа. Мне повезло, что от природы у меня бас-кантанте (т.н. "певучий" бас) - я в силах спеть ЛЮБУЮ басовую партию, а в некоторых случаях и баритональную - мой голос полноценно звучит во всем рабочем диапазоне от низа до верха, достаточно подвижен, и при этом я научен держать высокую тесситуру, что крайне редко случается у басов в наше время. Не подумайте, что хвастаюсь - как раз очень критически к себе отношусь.
Но другим, к несчастью, не так повезло с природой - у кого-то сочная середина и низ, но проблемы с верхними нотами; у кого-то голос не очень полетный; у кого-то голос тяжелый и малоподвижный, и т.д, и т.п. Поэтому существует и бас-баритон, и комический бас, и бас-профондо. И у Моцарта все эти голоса раскрываются в полной мере.
А далее уже подключаются личностные восприятия постановщиков - какими они видят тот или иной персонаж, и даже какие у него психо-физические характеристики. Поэтому Лепорелло, скорее, будет таким комическим увальнем, Мазетто - молодым бас-баритончиком, с еще неокрепшим голосом, Командор - страшный огромный мужик, с низким пугающим голосом, и феерически подвижный и складный Дон Жуан, обольститель женщин...
Меня все определяют сразу в Командоры, по силе и мощности голоса, но я-то знаю, что я могу быть тем еще Дон Жуаном;-) (на сцене, конечно же). Для меня, например, эталоном является Чезаре Сьепи, который заткнет за пояс любого из баритонов в этой партии.) Командор же, признаюсь, мне не очень интересен, стану лет на тридцать постарше - тогда будет самое то...
Так что иной раз сложно объяснить, почему один певец поет и тот, и другой персонаж в одной опере. Зачастую все достаточно тривиально - что предложили, то и спел) Сегодня предложили Лепорелло, послезавтра - Дон Жуана. Просто далеко не каждый, кто может спеть Командора, споет блестяще Дон Жуана. Плюс еще пожелания постановщиков - каждый режиссер и дирижер видит и слышит что-то свое...
И с "Кози" у нас в театре все банально - кое-кто стал часто уезжать на гастроли, и нужно было срочно сделать ввод. Подвернулся баритон, подходящий под видение образа Дон Альфонсо режиссером. Так пока и остался там)
Posted via
LiveJournal app for iPad.