Абхазия. пещера Пионерская. Быт в наземном лагере.

Nov 18, 2010 19:23



Лагерь большой экспедиции - дело серьезное. И интересное. Я сразу же запсиался в «Зав Лагерем». Вообще на 26 человек команды было придумано множество самых разнообразных обязанностей и должностей.



Командир. Завснар. Реммастер. Доктор и его помощник (с ветеринарым образованием). Завлаг и помошник Завлага. Завхоз и помощник Завхоза. Зав ПБЛ (подземным лагерем). Начспас и члены спасательной группы. Завлесоруб. Начсвязь и Заввзрыв (в лице знаменитого спелеолога Пургена). Завсвет (по батарейкам) и введенная чуть позже должность Завсахар (мониторящий и контролирующий стремительно кончающийся сахар). В общем это тоже самое что играть в «мафию» с мафиями, комиссаром, доктором, проституткой, маньяком, негром и прочими прочими. Только кон игры - один такой большой, на шесть дней - ночей. И что характерно количество жителей города неуклонно уменьшалось. По семейным обстоятельствам ушел вниз Димановс. Покинул лагерь укушенный студент Саня. Через день уехали Пурген и Юлька. На 12 часов раньше, не дожидаясь ночи сбрасывался я с Ленкой и Валерой.



дерево-секретарь

Каждое утро на дерево-секретарь расположенное возле костра вывешивалось расписание дел на предстоящие сутки, журнал выходов-возвращений. Очень полезная вещь в глухом незнакомом лесу для группы в 26 человек. В итоге удалось никого не потерять и даже не организовывать спасработы. На том же дереве висел «План Лагеря» (где кто живет) и список GPS-координат всех значимых объектов в окрестности. Это прямо таки Викидерево получалось, а не обычный грабобук.

Но вернемся к быту. Именно грабобук, произрастающий вокруг доставлял одну из основных сложностей бытия. Те, кто хоть раз бывали в спелеопоходе в Хосте или Абхазии представляют себе насколько это дерево неприспособлено для костров. Оно совершенно не горит, зато дымит так, что находиться в полосе дыма более чем пару секунд невозможно. Существует много рецептов выживания в грабобуковом лесу. Первый, о котором мы поначалу серьезно задумывались - это использовать горелки и не трогать грабобук вовсе. Второй заключается в сложном сушении этих бревен. Они складываются в костер большим количеством и те, что не горят - просто сушатся (выделяя конечно же дым). Третий - это привезти с собой бензопилу. Комбинацией второго и третьего способа мы грабобук победили. Но без жертв не обошлось. Так всегда бывает, когда орудуешь бензопилой. Это страшное оружие жужжало и мешало спать первых дня. Лесорубы валили грабобук за грабобуком, а на пеньке кололись дрова. В эти два дня дров было заготовлено столько, что хватило на всю экспедицию и еще и осталось. Очень вовремя закончилось масло в бензопиле, а то б мы точно «наломали дров».

В одном из рухнувших грабобуков (выглядевем вполне себе сухостоем) обнаружилось дупло, в котором скрылась сердитая белка. Маленький пушистый комочек в ответ на усюсюкание и вытаскивание ее за хвост из дупла огрызнулся укусом, и один из лесорубов отправился на следующий день с утра вниз к морю, и оттуда в Москву, ставить уколы против бешенства.

Второй интересной задачей стало добывание еды. Т.е. еду то нам в количестве примерно тридцати картонных коробок привезли лошади. Но в первый же вечер сложилась паника. Сахар уходил вовсю, каша стремительно уничтожалась. Не успевший прибежать с миской рисковал остаться вовсе без еды. От наблюдения такой картины возникало стадное чувство голода, и продукты исчезали еще скорее. На второй день вниз была отправлена специальная эскорт-группа в лице Ромы и Полины за дозакупкой и додобавкой. И лишь на 4 день внимательно изучив содержимое продуктовой палатки стало понятно, что еды не просто хватает. Ее на самом деле просто «до фига» осталось. Вот так оказывается действует групповое сознание на индивидуальное. Около 50 килограмм еды было в итоге плотно заскотченно и спрятано в одной из пещер (а вот и не скажу где!) вместе с телефонным проводом и отбойным молотком. Для возобновления работ в экспедиции «Пионерская 2011» ровно через год. Или через два. Или через три. Тут уж как фишка ляжет, рассуждать сложно. Но спелеоклуб МФТИ «Барьер» имеет твердые намерения вернуться еще в этот спелеорайон.



заросли шиповника на альпийских лугах (фото _belk_ )



Рыжая страна и наступление "обезьяны" (фото _belk_ )



Наверх за водой. В поисках "Основного источника".



Ёжик перед поисками лошадки

Третьей интересной и самой главной задачей было водоснабжение лагеря. Командир и два товарища отправились в Абхазию на три дня раньше остальных. И попали в непрекращающийся ливень. С поисков пещеры и выходов вверх-вниз по тропе ребята возвращались набирая каждый по 15 килограмм воды в виде промокшей одежды. Но как только появилась основная группа, кто-то сверху повернул кран, и выключил дождь. Честно говоря и «слава богу», однако принесенный основной группой снизу детский надувной плавательный бассейн для сбора дождевой воды оказался ненужным.

За водой можно было ходить в три места. Местность вокруг очень сильно закарстована, нет ни одного ручейка, вся вода уходит сразу же под землю. Первое и самое очевидное место - в пещеру. Но в промышленных масштабах вода там появляется на пойти 100-метровой глубине, и к ней нужно ползти сквозь узости-«шкурники». Ну и пещеру еще нужно найти, а после ее нахождения выясняется что до входа пара часов ходьбы сквозь заросли. В общем первым местом добывания воды мы так и не воспользовались ни разу.

Второе место называлось «Яма с водой». Название говорит само за себя. На дне одной из воронок вода почему-то не уходила сквозь толщу опавших и сгнивших листьев, а стояла лужей. Несложные стереометрические познания при видимой глубине и площади лужи давали 10-15 литров воды. Последние 5 литров брались уже сильно замутненными и чаще всего оставались на дне. Восполнение вычерпанной воды проходило за 1-2 суток, видимо за счет какой-то конденсации утреннего инея и росы на дне и стенках огромной воронки. Да и ходить сюда было близко (туда-обратно час) и поэтому не столь интересно. В итоге за водой ходили чаще к «Основному источнику».

«Основным источником» гордо величалось озеро обнаруженное на карте. Озеро находилось немного выше лагеря (на высоте 1950), и много его дальше (по прямой около 4-5 километров). Но самое главное - оно находилось над уровнем леса, уже в зоне альпийских лугов Бзыбского хребта. Путешествия туда и обратно обещалось занять целый световой день, и предоставить великолепные горные виды. Уже сходившие живописно описывали свои заплывы в холодной воде альпийского озера, с отражающимися в зеркале воды альписйкими цветами и заснеженными пиками. От такого заманчивого предложения провести день сложно отказаться.

Путь наверх идет по тропе лишь 15 минут, до «Поляны с Бревном» - места лагеря экспедиций прошлого века. Далее от нее путь к «Основному источнику» бежит по полянам и лесу среди воронок. Тут иногда проглядывает древняя тропа, но рано или поздно путник сбивается на простой азимут и взлом вверх по склону с использованием GPS.

Едва выйдя из леса на опушку бескрайних альпийских лугов поражаешься их бесконечной красоте. И бесконечной высоте. Вверх, вверх и вверх. Во время первой своей экспедиции-ходки за водой я ошибочно вбил координаты «Основного источника». Ну т.е. что ошибка есть - стало понятно сразу же, т.к. координаты совпали с лагерем. Были все промежуточные точки, но без финальной. Найдем, уверенно решил я и не стал возвращаться в лагерь. Компас, линейка (в виде соломинки), GPS и вот мы на месте, в районе «Основного источника». Снизу набегает противное облако-обезьяна, видимость пропадает, становится по-обезьянни холодно, а озера нет.

Набежавшая обезьяна так же проворно убегает, а потом прибегает снова. И так много много раз. В поисках озера обходим воронку за воронкой, добрались уже до уровня снега и даже начали понемногу его набирать в пятилитровые пустые баклашки. В поисках воды тут можно прогуляться и до самых высоких гор окрестности - Чибжагры и цепочки вершин приводящих к Напре. Оттуда действительно великолепные виды и туда не добирается ни одна обезьяна.

Но хочется принести именно воды, а не снега. Когда мы уже совсем отчаявшись начинаем набирать снег на северных склонах очередной воронки, на самом ее дне обнаруживается вода! Эту малюсенькую лужицу, затерявшуюся среди пучков травы ниоткуда просто не видно, пока не начинешь топтаться по ней. Оказывается именно сюда мы и пришли по «циркулю и линейке» (GPS и компасу) в самом начале пути. Именно сюда, задумчиво глядели сверху трижды (!!!) пройдя мимо в поисках. Это и есть тот самый вожделенный «Основной источник». Без особых потерь для себя он позволял набирать до 70 литров воды (правда по утрам большая ее часть содержалась в толстом слое льда). Здесь впоследствии мы выкопали лопатой яму, яма за сутки наполнялась, что существенно ускоряло сбор драгоценной влаги. Однако о купании не было и речи. О нем можно было лишь рассказать следующим водоносам, благо отбоя от желающих сбегать вверх на альпики и искупаться не было все дни нашего стояния лагерем в Бзыбском лесу.

На обратном пути погрузившись в туманную «обезьяну» ближе к заходу солнца мы уже окончательно плутаем среди бесчисленных воронок и идти приходится просто по азимуту. Расстояние, утром преодоленное чуть ли ни бегом за 40 минут минут, вечером превращается в 2,5-часовое брожение, но с вполне с успешным выходом окончательно к лагерю. Нас там очень ждали. 70 литров воды лучше чем 5 литров остававшихся к вечеру на дне котелков...



снизу так,



а сверху так...



Роман на одной из вершин ведущих к Напре



Купаемся, а заодно набираем воду.



лагерь на перешейке меж двух воронок (фото _belk_ )



лагерь в облаке (фото selma_nagel )



Вообще же жилось в лесу вполне комфортно и прекрасно. Мы даже испекли два торта и отпраздновали День Рождения пещерного мамонта

спелео, фото, Абхазия, Пионерская, путешествия

Previous post Next post
Up