Песец в пургу. Как снимать в Арктике.

Jul 31, 2011 10:53



Следующие два снимка существенно различаются по освещению, хотя все сделаны в течение 15-ти минут. Столь изменчива погода в Арктике.



А сначала было солнечно.


В летнюю жару расскажу о своем опыте съемок в условиях Крайнего Севера. Приходится часто отвечать на подобные вопросы, постараюсь подробно описать все здесь. Буду благодарен всем, кто поделится своим опытом, чтобы дополнить мой рассказ (или поправить, если в чем ошибаюсь) .
Камера. Я cнимаю на зеркалки Canon, использовал модели EOS 350D, 30D. Сейчас у меня Canon EOS 50D. Вся перечисленная техника работоспособна вплоть до -40 С (ниже температуры не было).  До -30 особых изменений в работе техники вообще не наблюдается, а когда температура опускается ниже, то заметно туже крутится кольцо зума на объективах - наверное, густеет смазка. И чисто субъективно кажется, что автофокус немного медленнее работает. Используемые объективы: Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM, Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 II, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM, Canon EF-S10-22mm f/3.5-4.5 USM, Kenko 1.4X Teleplus PRO 300DG - все прошли испытания низкими температурами.
Аккумулятор. При низких температурах не надо выключать камеру, пусть она сама переходит в режим ожидания. При этом малый ток протекает через аккумулятор и немного прогревает его, что удлиняет время его работы на морозе. При сильном морозе не стоит делать длительных ( более пяти минут) перерывов между кадрами, чтобы окончательно не заморозить аккумулятор. Можно просто периодически нажимать на кнопку спуска, заставляя включаться экран. До -20 С аккумулятора хватает более, чем на час, ветер так же сокращает время его работы. У меня есть второй аккумулятор Ansmann - он не держит заряд (разряжается где-то через 3 недели хранения), имеет меньшую емкость и после индикации половинного заряда может через несколько кадров полностью выключить камеру. Это рискованное дело: можно потерять все отснятые кадры на карте. При большом выборе очень заманчивых по цене предложений, я все же рекомендую покупать дополнительный родной аккумулятор - остальное ненадежно. Нельзя прятать камеру за пазуху - резкие перепады температуры могут привести к поломке аппаратуры, а второй аккумулятор как раз лучше держать во внутреннем кармане. Если планируется съемка на целый день, то запасной аккумулятор просто необходим. Говорят, что можно отогреть замерзший, но у меня это не получалось: отогретый позволял сделать всего несколько кадров и умирал..После съемки аппаратуру нельзя вынимать из кофра несколько часов, иначе конденсат может испортить электронику, элементы объектива. Отсоединенный аккумулятор не решит проблему: в камере есть еще батарейка для сохранения настроек - она все равно под напряжением. Поэтому перед входом в помещение можно вытащить флешку, которая менее чувствительна к перепадам температур, и скопировать отснятое через картридер.
Рюкзак. Конечно, же необходимо иметь специальный кофр или рюкзак для аппаратуры, я использую Lowepro, как недорогие и надежные (однажды мой рюкзак с честью выдержал 15-минутный ливень). В перерывах между съемками надо прятать камеру в сумку - это удлиняет жизнь аккумулятору. Мне несколько раз встречался совет, что можно зимой обойтись без сумки просто поместить камеру в герметичный пакет и это ее защитит при входе в помещение от вредного воздействия перепада температур. По-моему, это глупо. Во-первых, это не убережет оптику от деформаций из-за резкого нагревания и температурного расширения, что может привести к механическим повреждениям. Во-вторых, стоит ли экономить на сумке, заплатив большую сумму за аппаратуру. Все фото-сумки имеют толстые стенки и являются еще и своеобразным термосом. С другой стороны, техника Canon довольно живучая, даже та, что не заявлена, как пыле-влагозащищенная. Однажды осенью на Колгуеве я возвращался со съемки и вдруг неожиданно упал туман, да такой густой, что влага покрыла все предметы. Когда я взглянул на свой Canon EOS 350D, то был в шоке: по корпусу просто струилась вода... Я немедленно вынул аккумулятор и спрятал камеру в рюкзак. К моей радости, после некоторого времени просушки в рюкзаке, камера включилась без проблем и до сих пор работает у моего приятеля, который объездил с ней пол-мира и очень ей доволен.
Одежда. Несколько лет ношу ботинки Salomon, и хотя на них написано до -20, они реально держат тепло и до -40 на термоносок и при ходьбе - стоять на таком морозе я не пробовал. Есть у меня так же польские резиновые сапоги с вкладышами: они так же вполне комфортны для прогулок до -30, покупал их за 960 руб - что вообще неплохо за такую цену. А вот валенки отечественного производства на резиновом ходу мороз не держат. В них реально холодно уже при -20 и скользят они так, что сначала лучше застраховаться от несчастного случая и хорошо бы лыжные палки в комплект. Мне их выдали на работе как спецодежду - я их не использую - опасная вещь. Дубленки, тулупы - это тоже все в прошлом. У меня зимняя куртка и штаны Columbia, если покупать в конце сезона, то очень недорого получается. Одежда легкая, довольно теплая, очень удобна при ходьбе. Но в снегу в ней не полежишь - промерзает быстро - для ползания по снегу нужна более толстая одежда, нежели для прогулок. И тут я использую выданную зимнюю спецодежду не помню какой-то отечественной фабрики - они не пожалели синтепона - в снегу лежать не холодно, ведь когда я лис фотографирую, то почти все время - ползком. А один мой друг снимает зимние пейзажи в горнолыжном костюме и говорит, что вполне тепло и удобно. Он любитель покататься в Альпах и ту же одежду использует и для Кольских пленэров - хоть какая-то экономия, а то в Куршавеле все так дорого... Перчатки я использую тонкие шерстяные или полушерстяные вязаные. Пробовал специальные варежки-перчатки, толстые перчатки - все не понравилось. Лучше тонкие и почаще руки отогревать в карманах. Если сильно приморозить руки, то пальцы перестают гнуться, начинают сильно болеть и отогреть в карманах их уже довольно сложно. Но если снимать без фанатизма и отогревать руки почаще, то тонкие перчатки вполне удобны. Но не стоит и пытаться снимать при -30 без перчаток - голые руки моментально сковывает мороз, пальцы не слушаются. Хотя это все индивидуально, разные люди переносят мороз по-своему, но закономерности определенные все же есть.

Важно: как можно чаще смотреть на состояние передней линзы объектива: в пургу к ней могут прилипнуть снежинки, их не видно в видоискатель, а кадр портят. Однажды у меня объектив стал покрываться инеем, съемка стала невозможной. Сейчас не использую UV фильтр - он реально понижает разрешение объектива. У меня Sigma Kenko, оба субъективно убавляют резкости. Полярик Kenko тоже немного смягчает картинку, но приходится мириться - другого нет. Раньше не замечал такого с фильтрами, но переход на 15 Мп матрицу сразу выявил недостатки стекла.

Лыжи или снегоступы? В прошлом году купил себе снегоступы и опробовал для ходьбы по снегу. Я часто выезжаю на машине, чтобы поснимать пейзажи, и на Кольском полуострове, особенно в конце зимы, бывает невозможно преодолеть обочину: снег глубже метра и отвалы от снегоуборочных машин. И тогда незаменимы снегоступы, чтобы добраться до приглянувшейся елочки. Но у них выявились крупные недостатки: иногда бывает очень тяжело идти,  есть зависимость глубины проваливания от температуры и, возможно, влажности. Можно пойти снимать по крепкому насту, отойти за пол-часа на километр, но если температура повысится, то снег перестанет держать и обратная дорога займет остаток дня. Так один мой друг жутко ругал меня за то, что я порекомендовал ему снегоступы: в апреле в Арктике снег еще глубокий, он поутру по морозцу в -15 С поехал на природу, отошел от машины вроде как недалеко, метров на триста, поснимал часок, солнышко  пригрело до плюсовой температуры и он бедолага пару часов, барахтаясь и матеря меня, полз в глубоком снегу до своей машины . Когда же он добрался до обочины (она оказалась очень крутой и глубокой) , то только его природное упорство и годы службы в СОБРе позволили все же форсировать эту подтаявшую преграду.  Снегоступы хороши для коротких прогулок, но все же я хочу на следующую зиму купить широкие лыжи типа охотничьих.

И о песцах: чтобы сделать эти кадры, пришлось изрядно поползать. На снимках видно, как от снега щурится пёся, но за кадром пришлось несладко и мне: я смог выдержать не более 20 минут такой съемки и побежал отогреваться в балок.

Колгуев, Арктика, песец, полезняшки, снаряжение, фотоохота, зима, Россия

Previous post Next post
Up