Реконструкция Никольской. Создание пешеходной улицы.

Jul 30, 2013 15:39

Возвращаюсь снова к Никольской,где я рассказывал о неправильной вывеске.
С каждым годом Москва, хоть медленно и со скрипом, но улучшается.
Поворачивается лицом к жителям и пешеходам.
Ожерелье площадей и лучей центра столицы в обход Кремля и Китай-города - это увлекательный и разветвленный лабиринт улиц и переулков, вмещающий символы Москвы и России. Здесь сохранилось множество архитектурных и исторических памятников.
И вот появляется программа "Золотое кольцо Москвы".
Одна из целей её - превращение некоторых улиц в пешеходные (а также с недавних пор и велосипедные) зоны.
Совсем недавно реконструировали Столешников переулок, часть Петровки и часть Кузнецкого Моста. Бывшие некогда забитыми машинами дороги, теперь превратились в пешеходную зону. Конечно, там есть огрехи, там есть недоработки. Не без этого.
Теперь к 1 сентября 2013 года открывают новую пешеходную зону - Никольскую улицу, которая связывает Лубянскую и Красную площади.
1.Никольская улица - самая древняя. Она начиналась от Никольской башни Кремля и вела в Ростов Великий и далее во Владимиро-Суздальское княжество, которому принадлежала юная Москва. Еще в 1292 г. на посаде возник Богоявленский монастырь, основанный первым московским князем Даниилом Александровичем.
Никольская по праву считается одной из самых красивых улиц Москвы. Здесь издревле сошлись доступная торговля и доступное просвещение, что обеспечило улице многовековую популярность среди горожан.






2.К сожалению, сегодня улица этим похвастаться не может: она превратилась в жуткое скопище офисов и супердорогих бутиков(фото 2008 г.)




3.Из-за хаотично припаркованных машин она сделалась узкой, грязной и непригодной для неспешных прогулок. На ней нет ни мемориальных досок, ни туристических указателей, ни организованного художественного освещения (фото 2008г.)




4.Но архитекторы убеждены: богатейшая история может стать залогом процветания Никольской. Проект превращения Никольской улицы в пешеходную зону, изобилующую музеями, магазинами и гостиницами, был разработан в архитектурной мастерской № 7 Моспроекта-2 им. М.В.Посохина в прошлом году. Архитекторы в своих проектных предложениях исходили из принципов восстановления архитектурно-художественной ценности квартала и максимально эффективного использования историко-культурного наследия. Такой комплексный подход в случае с Никольской, бесспорно, является наиболее уместным. Ведь Китай-город - не набор единичных памятников архитектуры, но исторически сложившаяся часть городской застройки, уникальная культурно-органическая среда, сохранившая дух древней Москвы. Вообще, архитекторы уже много лет мечтают "вернуть" публике весь Китай-город, сегодня обойденный вниманием горожан и туристов. Этот район Москвы, бесспорно, этого заслуживает, но сосредоточенная здесь административная функция закрывает для свободного посещения целый ряд кварталов. Как, например, одиозное здание бывшего Управления ГУЛАга НКВД, а ныне тоже принадлежащим ФСБ в Богоявленском переулке). Никольская в данном случае - счастливое исключение.




5.Первоначально предполагалось, что в районе Никольской будут размещены гостиницы. И действительно, формально лучше места не найти - самый центр города, соседство с Кремлем и Большим театром, перепад высот, обеспечивающий прекрасный вид со стороны Китайгородской стены на Театральную площадь, - пространство, которое точно никогда не застроят. Но на практике гостиницы создать здесь очень трудно - левая сторона Никольской, смотрящая на ГАБТ, застроена исключительно памятниками федерального и местного значения. Своды, исторические подвалы, - всего этого ведь не тронешь, а гостиницы требуют совершенно определенного набора помещений и удобных подъездов. Поэтому основной упор в развитии Никольской архитекторы в итоге сделали на культурную и торговую функции.




6.Всё это, конечно, хорошо: сплошные музеи, гостиницы, питейные и торговые заведения. Но что делать с нынешними бесчисленными офисами??? Выселить их сразу не получится. У всех у них многолетние договора аренды. И эта реконструкция вызывает гнев и негодование у работников офисов, расположенных на этой улице. Улица скоро станет пешеходной. А они, белоручки эдакие да с нежными ногами привыкли на свою работу подкатывать на своих машинах. До начала реконструкции здесь стояли сотни, если не тысяча машин. И куда теперь им ставить? Мест-то нету, как ни крути. Предприниматели, как я слышал, надеются оформить себе спецпропуска и продолжать ездить на Никольскую. Но их ждёт жестокое разочарование. Как я прочитал на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, никаких пропусков на пешеходную улицу не будет. А где можно будет ставить? Машино-места будут под Театральной площадью, сквером с памятником Карлу Марксу, гостиницей "Москва", Новой площадью. Некоторые из этих автостоянок уже строятся, другие существуют пока только в стадии проекта. Кроме того, уже открыты подземные паркинги рядом со зданием бывшей Государственной думы и около гостиницы "Метрополь". По оценкам специалистов, общая потребность квартала в машино-местах - около 10 тысяч. Но такого количества личных авто район все равно не вместит. Это значило бы все прилегающие улицы и переулки плотно заставить машинами. Вопрос: как ограничить количество машин? Как убедить людей приезжать на работу на метро и на ОТ??? Проблема, однако!




7.По Китай-городу можно ходить часами, за каждым поворотом открывая все новые достопримечательности. Впрочем, об этом гости столицы даже не догадываются. После обзорной экскурсии по Москве туристов, как правило, высаживают у Кремля и дают два-три часа свободного времени, и подавляющее большинство из них "оседает" в подземном торговом центре на Манежной площади. Никольская могла бы стать идеальным местом времяпрепровождения, но нет ни указателей, которые бы привели людей к улице, ни соответствующей инфраструктуры.




8.Прилегающие переулки и проезды пока в пешеходную зону превращать не будут. Хотя задумка есть.
Но вот одна проблема к примеру. Перед вами фотография Ветошного переулка. В прошлом посту один мой читатель в ЖЖ stariy_bashmak сказал, что работал в своё время в ГУМе. И он у меня спросил:
- А как будут заезжать машины с товаром в ГУМ?
- Через Ильинку можно заехать в Ветошный,-ответил я.
- Спору нет, с Ильинки можно заехать, проблема только в том, что въезд в подвалы ГУМа расположен у входа ближе к Никольской, в выезд из подвалов у входа ближе к Ильинке, и переделать не получится, там внизу изначально стены так специально сложены для въезда и выезда. Да уж, намучаются мои коллеги теперь с доставкой товара. Либо, как вариант разгружаться в подвалах пятой линии, в нынешних гаражах, а потом по тоннелям завозить товар по местам, но там голову морочить еще больше.
Да, и ещё добавлю: а ведь придётся и тут резко ограничить количество стоянок. Иначе вообще никак эти ГУМовские не проедут.




9.На Никольской очень много объектов требующих реставрации и возвращения прежнего облика: Монетный двор, Заиконоспасский и Николо-Греческий монастыри (которые сейчас называют бывшими монастырями. Вернут ли их церкви?), Богоявленский переулок, дворовые территории Чижовского подворья и РГГУ (в недрах нынешнего вуза спрятан Теремок - одно из красивейших и древнейших зданий этого района), Шереметевское подворье, и знаменитая аптека Феррейна с ее уникальными интерьерами. Последний дом (номер 23 по Никольской улице) формально не является памятником архитектуры, сейчас в нем размещается военкомат. Но архитекторы и историки категорически против его сноса: в этом здании в конце 30-х работала печально знаменитая судебная тройка Верховного Суда СССР. В подвале этого дома сразу после оглашения приговора расстреливали "врагов народа". Историки предлагают создать музей жертв незаконных репрессий. Хотя и встречают упорное сопротивление со стороны инвесторов и чиновников: на месте этого дома они хотят видеть очередной торново-развлекательный комплекс. Ничего святого у "толстых кошельков" нет. А в Николо-Греческом монастыре проектировщики считают желательным создание кафетерия - именно здесь был открыт до революции первый в Москве кофейный дом, где собирались многочисленные поклонники бодрящего напитка.




10.Очень хочется надеяться, что улицу всё-таки сделают качественно. Не так как сделали тяп-ляп на Кузнецком. Как справедливо заметила одна моя читательница ещё в прошлом посту(цитирую):
- Там, кстати, масса вопросов к обустройству. Например такой: чтобы выровнять улицу, проезжую часть поднимают до уровня тротуаров, тротуары тоже выравнивают, подсыпают, плюс сверху толстенные плиты, в итоге уровень улицы сильно поднялся. У меня ощущение, что у многих домов скоро придется входные двери подрезать, чтобы хоть войти можно было.
Как говорится: без комментариев. Надеюсь, что до таких косяков дело не дойдёт. Я во всяком случае буду мониторить ситуацию.




11.Улица ещё не готова, а кафе и забегаловки уже обживают улицу.Красота!




Кстати, если вам интересно будет, то могу сделать фотоисторию Никольской. Меня самого это интересует.
Спасибо,что вы были со мной и до следующих встреч!

восстановление, реконструкция, Никольская улица, проблемы

Up