Случилось невероятное - лучший писатель и самый оригинальный мыслитель нашего времени написал банальный, вторичный, пресный роман. Что особенно удивительно после его предыдущего феерического гротеска "S.N.U.F.F". "Бэтман Аполло" является продолжением романа "Empire V" и наследует его антураж и философскую линию. Семь лет назад "Empire V" порадовал читающую публику издевательской "вампирской" космогонией производства и потребления баблоса и зафиксировал определяющие тренды симбиоза крепнущей воровской власти со своей жиреющей общественной обслугой - гламур и дискурс. Неизвестно, почему Виктор решил вернуться именно к этому сюжету, который к настоящему моменту полностью себя исчерпал и в искусстве, и в жизни. Ничего нового автору предложить не удалось, и его превосходная проза превратилась в претенциозное фэнтези - вампирскую сагу неясного назначения.
Сами по себе эта вампирская мифология и сопутствующий антураж довольно нелепы. Заметно, что автор продумал бытовую сторону мира баблоса весьма тщательно, но это не сделало ее ни содержательной, ни интересной. Все эти хамлеты, укусы, красные жидкости, хитрые дрожащие халдеи и самодовольно вещающие вампиры больше напоминают фантазию начинающего беллетриста, чем воображение гениального художника. Искусственность и несуразность получившейся виртуальной вселенной требуют высокой платы за обслуживание - в результате большая часть романа посвящена банальным описаниям или неприятным физиологическим деталям, лишенным и смысловой, и эстетической нагрузки. Накладные расходы на поддержку действия оказались выше, чем основные на генерацию смысла. Ограда выше колокольни.
Философские представления Пелевина не претерпели особых изменений, и это естественно. Поскольку Виктор по преимуществу художник, он интересен прежде всего образами, в которые облекает свои идеи. В каждой новой книге он поражает наше воображение новыми играми смыслов в новых мирах - но не в этот раз. На бесплодной вампирской почве даже излюбленные идеи автора теряют и свою убедительность, и свое очарование. Да и самих идей стало гораздо меньше. Для изложения вариаций на тему буддизма не требуются ни вампиры, ни граф Дракула, ни синие комары, ни летучие мыши.
Возьму на себя смелость утверждать, что главная сила книг Пелевина заключена в глубине и точности понимания нашей жизни - точнее, тенденций развития общества. Как настоящий патриот, Виктор сосредоточен в основном на России, но мировой контекст тоже видит прекрасно. Возможно, в будущем на первый план выйдут какие-то другие стороны его таланта, но сейчас тысячи людей читают новую книгу, чтобы узнать, как глазами пророка выглядит прошедший год массового сопротивления диктатуре Урков и что будет в следующем. Виктор не раз демонстрировал, что видит яснее и дальше многих. Нельзя сказать, что в этот раз он ошибся - он просто не увидел ничего, как будто ослеп. Те несколько смысловых фрагментов, в которых ему удалось отвлечься от могущества вампиров и ущербности лингво-зависимого мышления, выглядят остроумными, но небрежными и незначительными скетчами - собственно, только ради них и можно читать этот книжный кирпич, хотя я бы не стал никому этого советовать. Особенно для первого знакомства с автором.
Трудно сказать, что это было - творческий кризис или просто досадная неудача. Мне кажется, Пелевин слишком увлекся своей идеей круговорота баблоса - она остроумна, но не слишком плодотворна. Тем менее интересны оказались выводы, которые из нее следуют. А может быть, проблема еще глубже - в отрицании объективной реальности, одной из любимых идей Пелевина. Она может быть очень плодотворной в художественном и полемическом отношениях - но лишь до тех пор, пока объективная реальность не напомнит о своем существовании каким-нибудь наглядным способом.
P.S. Где пусто, а где и густо:
http://ru-books.livejournal.com/2393167.html