Этот фильм оказывает на меня гипнотическое действие. Стоит наткнуться на него в телевизоре, и уже трудно оторваться. В результате смотрел его уже раз пять, наверное. Конечно, у Бертона есть "Битлджус", "Большая рыба" и еще много всякого, но для меня "Марс" - это лучший фильм мастера. Уже после первого просмотра я понял, что дело в сценарии, который написал Джонатан Гемс, ничем больше не отличившийся. А если копнуть поглубже, то фильм сделан по визуальным мотивам одноименных комиксов 1962 года. Они выпускались на отдельных карточках по центу за штуку и быстро стали популярны у детской аудитории, но молодежи быстро обломали кайф - по решению суда выпуск был прекращен за избыток секса и насилия - а попросту говоря, за яркость и выразительность изображения борьбы со злом. Рискну предположить, что именно детские впечатления от этих картинок (в 1962 годы сценаристу было 10 лет) и явились источником вдохновения для создания одной из лучших кинопритч в истории.
В фильме нет главного героя, зато много разных. Наблюдаешь за всеми с одинакового расстояния и никому особенно не сочувствуешь, скорее наоборот - такие все смешные и нелепые со своими копеечными проблемами и короткими планами перед лицом глобальной угрозы. Мир рушится, а герои продолжают цепляться за привычные представления и упорствовать в своих заблуждениях. Выглядит это почему-то довольно трогательно. Даже жулики и негодяи кажутся своими перед лицом абсолютного зла. И в равной степени беспомощными. Не помогает ни дипломатия, ни атомная бомба, ни деньги, ни голуби, ни наука, ни эзотерика. Пришельцы демонстрируют полное технологическое превосходство и вместе с авторами фильма с наслаждением издеваются над нашими святынями и иллюзиями, включая гуманизм и политкорректность. Но не все так плохо - когда положение становится безнадежным, человеческую культуру спасает ее богатство.
Культур на свете много. Даже если не брать в расчет инопланетян, человечество пока сильно разобщено. Теория эволюции для культур тоже справедлива, включая естественный отбор. Только действует иначе, чем в живой природе. Во-первых, побеждает более сложное и богатое традициями общество. Во-вторых, в природе отбор приводит к увеличению количества видов, а в культурной эволюции - к уменьшению. Зато выжившие культуры становятся богаче, заимствуя достижения побежденных. В результате большая часть цивилизаций уже исчезла, растворившись в цивилизациях-победителях. Так что те, что остались к настоящему дню, имеют определенный запас прочности. Но все равно когда-нибудь останется единая и единственная культура человечества, которая соберет в себя сильные стороны всех предшествующих. И она будет неуязвимой засчет своего разнообразия и сложности. Поскольку угрозы и проблемы, ожидающие нас в будущем, неизвестны никому, включая само мироздание, невозможно предсказать, какие средства нам понадобятся для их решения. А значит, чем разнообразнее и сложнее общество, тем больше шансов, что у него найдется необходимый инструмент. Скажем, такой, как в фильме. Или такой, как этот замечательный комикс - яркий, динамичный и бескомпромиссный. Никто точно не знает, что нам пригодится в будущем, но кое-что уже ясно. Например, коли уж выяснилось, что марсиане не выносят карикатур на пророка и панк-молебнов, нужно исполнять их почаще.
Продублировал также в профильном сообществе:
http://drugoe-kino.livejournal.com/2604109.html