Без колебаний могу назвать Константина Худякова одним из своих любимых художников. Слежу за ним уже лет 25, с Малой Грузинской. В его работах есть все, что мне нужно от изобразительного искусства - сложные визуальные образы, эмоциональная насыщенность, драматизм и динамика. Так что я рад случаю ознакомить широкую общественность с этим мастером, теперь практически полузабытым, что кажется мне странным - его работы остаются столь же актуальными, сколь и вневременными.
Новая выставка на Гоголевском бульваре оказалась не менее интересной, чем предыдущая в галерее МАРС несколько лет назад. Открывается с "Карты СССР" - крупным планом человеческая кожа с татуировками, через кожу просвечивает карта ГУЛАГа. Комментарии излишни.
"Тайная вечеря" допускает несколько трактовок и ни одной очевидной. Образ опустевшего стола с гигантской мухой не слишком ассоциируется с последним ужином, но как самостоятельный образ выразителен и загадочен.
Еще меньше религиозности в "Ангел прилетел".
Да и лики в "Деисусе" радуют отсутствием смирения.
Худяков не всегда был таким. Сейчас он работает только с цифровой фотографией. Это удивительно, поскольку раньше он был живописцем с искючительной техникой и создавал на плоских листах объемный и разнообразный мир, населенный многочисленными персонажами и загадочными предметами. В новой технике Худяков достиг не меньшего мастерства.
Эти манекены сверху пробиты пулями, эти пули летят прямо на зрителя, и от них не удается уклониться - если отойти в сторону, пуля повернет за тобой, изображение меняется в зависимости от угла зрения.
"Прощание славянки" не выходит за рамки тоталитарной символики. Худяков вообще стал спокойнее, эмоциональный градус понизился - видимо, возраст все же берет свое.
Он с какой-то одержимостью ищет новые формы, особенное внимание уделяя динамике. Следующие несколько картинок на самом деле одна картина, управляемая зрителем с помощью легких прикосновений. Переход происходит тоже в динамике, постепенно, отсюда нерезкость кадров - здесь больше подошло бы видео.
Следующие картины максимально приближены к фотографии. Прежде всего, это хорошие кадры - остановленное время, статика. Но Худяков дополняет их искусственными объектами и создает этим еще два смысловых слоя - ретроспективный и магический. Поэтому эти работы становятся драматичными и живыми.
Лебединое озеро
Боровской дворик
Девичник
Картина "9 мая" самая интересная в серии, действует на меня гипнотически. Она показывает утро на задворках провинциального русского города, но требует большого масштаба, там много деталей, а сетка-рабица на фотографии все их загораживает.
Эта фантасмагория занимает всю стену длинного зала и кажется мне эффектной, но довольно поверхностной.
Эта вещь по настроению ближе всего к его ранним работам - из формы рождается жизнь, а жизнь создает форму.
Зрителей почти не было. Мне трудно это понять. У каждого времени свои герои, но все же ни одна выставка "актуального искусства" последних лет не создает такой концентрации смысла, как эти несколько залов. Но печалиться по этому поводу не стоит - ставки слишком высоки, а мир слишком богат и разнообразен, чтобы обращать внимание на такие мелочи.