А также у гетер, а также дом-шарж, дом с классиками - как только ни называли здание 4/5 в Плотниковом переулке в Москве. Дом как дом, если бы не ряд эротических скульптур по всему фасаду с участием великих русских писателей - Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева и т.д.
Построен в начале 20-го века как доходный дом Бройдо по проекту архитектора Жерихова - собственное, это единственное, что известно точно. Но главную работу сделал не архитектор, а скульптор Синаев-Бернштейн - хотя это уже достоверно не установлено.
Основная версия происхождения скульптур состоит в том, что изначально они предназначались для Пушкинского музея на Волхонке, но были отвергнуты за непристойность.
По другой версии, в здании находился публичный дом, куда захаживали литераторы. А по мне, так ребята просто развлекались - или архитектор со скульптором по молодости, или заказчик по богатству. Вообще удивительно, как мало мы знаем о недавнем прошлом - всего сотня лет прошла, а как будто тысяча.
Так или иначе, затея удалась - скульптуры получились яркие, чувственные и выразительные. Не камасутра, конечно, но планку отечественного секса держат высоко. Да и репутации столпов русской литературы вполне соответствуют.
Еще лет десять назад скульптуры выглядели хорошо сохранившимися, а сейчас их плачевное состояние режет глаз.
Водосточные трубы явно недавно обновлялись, причем самым варварским способом - прямо поверх барельефа.
Окна тоже новые и современные, дом снова стал доходным и в прямом, и в переносном смыслах - неизвестный собственник продает и сдает квартиры. Но у него явно не хватает ни образования, ни ума, чтобы позаботиться о сохранности уникального объекта. Про департамент культуры московской мэрии тем более не скажешь ничего хорошего.
Почему некоторые окна аккуратно, но уродливо заделаны, тоже неясно.
Сколько свободы и достоинства в этих непринужденных позах, сколько силы и изящества в легких движениях
Даже изуродованные временем и жадностью потомков, классики и их избранницы не выглядят несчастными. Они сказали все что хотели, горели от страсти, а не от ненависти, создавали красоту, а не уродство.
Им не о чем жалеть, они уходят спокойно и с достоинством, оставляя нам пустые стены, которые некому и нечем заполнить.