Dec 08, 2010 15:55
Беды и чудеса
(Литературная газета от 1 декабря 2010 г.)
Два года назад вышла моя первая колонка в рубрике «Очевидец». Повод остановиться, оглянуться, подвести некоторые итоги и задуматься - есть ли вообще польза от ежемесячных «мыслей вслух», от «говорения», столь любимого интеллигенцией.
Интернет как коллективное бессознательное даёт вполне содержательную картину общественных настроений. Короткий список слов и выражений, наиболее часто употребляемых для характеристики положения в современной России, выглядит сейчас примерно так: «бардак», «зажрались», «заворовались», «коррупция», «предатели», «тупик», «вымираем», «Ленин», «Сталин», «Вашингтонский обком», «Маркс», «Минин», «Пожарский», «дубины», «топоры», «баррикады»…
Если пару лет назад главным объектом недовольства были олигархи и «жирные коты» - банкиры, то теперь нелицеприятные замечания звучат уже в адрес самой власти. Основная мысль: виноват не тот, кто ворует, а тот, кто позволяет и помогает воровать. Достаётся всем - от президента до поселковых чиновников.
На втором месте - недовольство общественным строем как таковым, ностальгия по ушедшему социализму. «Или мы угробим капитализм, или он угробит нас». «Не понимаю, у нас что - капитализм? Тогда в США, Англии, Франции, Германии - что-то другое. Где там бомжи на помойках?»
А вот оценки и комментарии к некоторым конкретным сторонам нашей жизни.
«Реформа высшего образования уместила курс отечественной истории в полгода. Тысяча российских лет разложена в двадцать семинаров. По три часа на каждый век. А в итоге…» Далее повествуется о студентке, которая знает, что Ленин лежит в Мавзолее на Красной площади, потому что «человек был известный или шишка какая-то!»
«Умственная деградация теснейшим образом связана с деиндустриализацией. Люди, прекратившие заниматься реальным производством, неизбежно тупеют. Место Гагарина заняли гламурные дурачки и финансовые спекулянты».
Но есть и уверенность в выходе из кризиса и в воздаянии по заслугам: «До чего же у нас хороший и умный народ, народ-труженик, который, как я надеюсь, выстоит в это непростое, коррупционное время и не поддастся воровской идеологии. Нужно обязательно сохранить себя, и наступит время, когда страна начнёт возрождаться в новом качестве. Тогда воздастся каждому по заслугам. А это обязательно должно свершиться, не пропадать же стране со всеми народами, её населяющими».
Рассуждений о возмездии достаточно, но есть и другие мнения на этот счёт: «Слишком много желающих попользоваться народным возмущением. Приведите хоть один пример, когда народное возмущение против внутреннего врага привело к улучшению ситуации».
А вот Иван Иванович Отчаявшийся, в полном соответствии с выбранным псевдонимом, пишет: «Я сильно сомневаюсь в желании нашей власти что-либо изменить и в возможностях народа на что-то повлиять. О какой модернизации может идти речь? Несмотря на все заявления власти, как брали от 20 до 30 процентов отката за любой госзаказ, так и берут. Как были не подсудны, так и остались. Я вижу три варианта развития событий: полный развал Руси-матушки, продажа оптом и по частям. Или появление государственного деятеля сродни Петру I, и неважно, за счёт чего он поднимет страну с колен. Будь то «Окно в Европу» или закрытие границ, в любом случае «крови» будет много. И последний вариант - повторение судьбы Российской империи в октябре 1917 года. Мне ни один из них не нравится, но альтернативы не вижу. Дай бог, что бы я ошибался…»
В большинстве рассуждений чётко прослеживается разделение на ОНИ и МЫ.
«Читал, что власть до сих пор думает, как амнистировать ельцинскую приватизацию. Она думает о том, чтобы олигархи чувствовали себя в полном покое и безопасности».
Делать вид, что таких настроений не существует или замалчивать их, - глупо. Пытаться обвинить в экстремизме за фиксацию этих настроений - ещё глупее. Это всё равно, что наказывать термометр, показавший у пациента высокую температуру.
«Попробуйте найти концы и определить - кто именно владелец данной конкретной шахты? - пишет отец сына-подростка. - В приватизации поучаствовала вся властная вертикаль, а самое мерзкое - участвует сейчас. Отсюда все наши беды - они продолжают делить и будут делить, пока мы все миримся с участью рабов. Но знайте, я вам своего сына не отдам - он на вас вкалывать не будет!!!»
«Некоторые наши СМИ ведут себя так, словно им поручено приготовить народ к торжественной капитуляции и встрече победителя. Не удивлюсь, если при такой идеологической обработке народ безропотно согласится на любую оккупацию страны…»
Казалось бы, есть, от чего впасть в коллективное уныние. Но вот суждения в той же Сети о нашем прошлом и будущем: «Россия - страна необъяснимых чудес! Взять, например, татаро-монгольское иго. Где теперь эти грозные завоеватели? И во что превратилось Московское княжество? Или 1612 год - поляки в Кремле, в Новгороде - шведы. Куда уж хуже! Но через два столетия Польша - в составе Российской империи, а шведы, уступив Финляндию, ведут себя мирно и благожелательно. 1812 год - Наполеон с «двунадесятью языками» в Москве. Казалось бы, катастрофа! Но в марте 1814 года наши казаки уже гарцуют в побеждённом Париже… А Великая Отечественная! Фашисты под Москвой, Ленинград в блокаде… Пять лет страна жила, стиснув зубы. А в мае 1945-го Красная армия штурмует Берлин. И через шестнадцать лет голубоглазый смоленский паренёк первым в мире летит в космос. Чудо? Бесспорное! Русская духовная энергетика не умирает, история России продолжается!»
Честно говоря, мне по душе такой метафизический оптимизм. Но не будем забывать пословицу: «Господь Бог любит, чтобы ему помогали». Если мы хотим вынести не мелкий сор, а самый настоящий хлам из нашей общей избы, то другого способа, как объявить об этом во всеуслышание и засучить рукава, просто нет. И наше «говорение» всё-таки приближает день «всенародного субботника по наведению чистоты».
Небольшой пример. Во времена недавнего либерального террора слово «патриотизм», употреблённое без принижающих эпитетов, считалось в политике запретным. Но находились люди, которые с упрямством произносили его, возвращая в пространство политической жизни России. И что? Покажите теперь хоть одного крупного политика, который осмелится насмехаться над этим понятием…
патриотизм,
Будущее России,
день наведения порядка в стране