Ирина Фарион: незваная гостья в Донецке....

Jul 07, 2013 16:01

Оригинал взят у donbassrus в Незваная гостья
Как наверное знают читатели, скандально известная Ирина Фарион посетила Донецк, где презентовала свою книгу «Мовна норма: знищення, пошук, віднова». В интернете националисты вовсю радуются этому вояжу, называя встречу аншлагом, не жалея восклицательных знаков. Один работающий на западные гранты пропагандист вообще разразился тирадой: «Никому из местных украинофобов, периодически проводящих в Донецке унылые презентации своих графоманских писулек на тему "Донбасс - не Украина", конечно, подобная популярность и не снилась. Презентация книги Фарион доказала, что интерес к Украине, ее культуре и языку в Донецке значительно выше, чем интерес к России, ДКР и прочим украинофобским фетишам. Можно только догадываться, какая лютая зависть разрывает сейчас литераторов из так называемого донецкого русского лагеря».
Во встрече с Фарион участвовало около семидесяти человек, настроенных к ней дружелюбно или нейтрально. Среди них были обнаружены активисты как минимум трех украинских партий, к тому же съехавшиеся со всей пятимиллионной области. Можно ли назвать это аншлагом? Вряд ли. Испытывают ли зависть к этому действу русские литераторы? Да Боже упаси, на донецких презентациях последней книги Николая Старикова людей было раз в пятнадцать больше, и их никто специально не привозил, не заставлял прийти по указу партийного вождя. Так что вывод можно сделать следующий: все украинские националисты Донбасса свободно помещаются в одном зале средних размеров, а их идеи, несмотря на все вложенные в пропаганду средства, в Донбассе по прежнему глубоко маргинальны.
Однако давайте начнем по порядку. Рекламные листовки с приглашениями на встречу с Фарион появились в Донецке как минимум за неделю до её прибытия. Автору приходилось их встречать и расклеенными, и вынимать из своего почтового ящика, так что дончане знали о предстоящем мероприятии. Учитывая, что наша незваная гостья - депутат парламентской партии, которую уже несколько лет раскручивают по всем СМИ, можно было бы ожидать более активной реакции. Впрочем, назвав её незваной гостьей, я поторопился. Как выяснилось позже, в Донецке её уже ждал один из депутатов от правящей партии, Ефим Звягильский, пригласивший Ирину Фарион выступить перед работниками его шахты.
Среди активистов русских, левых и антифашистских организаций началась дискуссия, стоит ли реагировать на её приезд? С одной стороны, эта дама за свои ксенофобские выходки явно заслуживает если и не закидывания помидорами, то уж общественного порицания точно. Но, с другой стороны, любые контрдействия стали бы дополнительной рекламой для «ВО Свобода». В результате большая часть организацийрешила игнорировать приезд госпожи-депутата, но несколько политических сил все же решили прийти и... А вот тут опять дискуссия. Кто-то предлагал просто постоять рядом с плакатами, некоторые хотели зайти и устроить публичный спор, чтобы доказать убогость идей пани Фарион. Горячие головы вообще рвались сорвать мероприятие.
Встреча была назначена на три часа, но кто-то пустил слух, что её перенесли на час, и поэтому протестующие, среди которых преобладали люди из КПУ, пришли за два часа до мероприятия. Не торопясь, они разворачивали транспаранты и флаги, фотографировались и готовились блокировать отель, в котором должна была появиться Фарион. Ожидание под палящим солнцем не самое хорошее времяпровождение, поэтому мы с коллегой решили зайти в гостиницу и подождать развития событий в холодке. Хорошо, что мы это сделали, так как девушка на рецепшене раскрыла нам страшную тайну: оказывается, встреча с Фарион будет проходить не здесь, а в соседнем здании. «Это совсем рядом, в бизнес-центре за углом. Заходите и поднимайтесь на второй этаж», - объяснила она. Мы отправились по указанному адресу, а в рядах коммунистов в это время прозвучала команда: «Блокировать вход и никого не впускать, даже если он постоялец».
Итак, через минуту мы у нужного дома. Протестующих тут нет, но дежурит наряд милиции. Без всяких проблем мы поднимаемся на второй этаж. Действительно, тут конференц-зал, двери которого пока еще закрыты. Понимая, что тут могут произойти основные события этого дня, мы спускаемся и осматриваем здание. Сразу же находим черный вход, ведущий во внутренний дворик. Готов спорить, что именно отсюда войдет Фарион, чтобы остаться незамеченной. Ставлю себя на место радикалов. Что бы я сделал, если бы хотел сорвать мероприятие? Первое, можно просто заблокировать вход в зал, для этого достаточно двух спичек, воткнутых в замок. Тот же эффект даст и капля «суперклея». Можно в нужный момент намертво заблокировать вход в само здание, вставив между ручками дверей обыкновенную палку. Или сбегать в соседний магазин и купить полуметровый кусок цепи с навесным замком. Если не хочется портить двери, то можно сделать еще проще. Зал на втором этаже, лестница одна, а дальше довольно узкий коридор. Десять человек, просто ставших там, создадут давку. А что будет, если снизу потоком пойдут люди? Правильно, классическая пробка, и никто никуда попасть не сможет. Ну а плотная толпа людей на лестнице и в коридоре дает вообще прекрасные возможности для любых хулиганских действий. Или обидных случайностей. Вдруг уборщица забыла на верхних ступеньках ведро с грязной водой, а кто-то случайно его зацепит ногой, когда внизу будет стоять пани Фарион? А если там не вода, а краска? А еще можно заранее стать в очередь, и как только зал откроют, войти туда первыми и занять все места, после чего можно просто заглушить речь бандеровки. А еще среди массы зашедших может оказаться человек, который в нужный момент метнет яйцо в лицо Фарион. Представляете, с какими фотографиями и заголовками выйдут новости? А плотная группа людей без опознавательных знаков на одежде закроет собой яйцеметателя от сторонников жертвы.
В общем, пока мы с коллегой, убивая время, ходим по бизнес-центру, нам в голову приходят добрый десяток способов, сравнительно мирно сорвать мероприятие. Интересно, если все это видим мы, то неужели это незаметно коммунистам, по-прежнему осаждающим соседнее здание? И почему они не используют ничего из обширного арсенала эффективных средств мирного протеста, давно освоенного активистами по всему миру? 
Или, может, нам стоит из журналистов переквалифицироваться в бойцов уличной политики? Собственно, видя действия партийцев, возникает желание взять все в свои руки. Однако, наступая на горло собственной песне, напоминаю себе: «Я здесь нахожусь как журналист, а значит, не имею морального права участвовать в происходящем.
Впрочем, каюсь, все-таки согрешил против журналистской этики, подсказал кпушникам, где все будет происходить. Ведь люди готовились к этому дню, специально себе футболки и кепочки с символикой сделали, речевки придумывали, а тут бац - все пройдет, а они так и простоят в стороне, не поучаствовав в этом празднике жизни. Обидно ведь им будет, расстроятся. А ведь там есть люди немолодые, у них от огорчения давление подняться может...
В общем, коммунисты послали отряд ко входу в бизнес-центр. Правда, небольшой. То ли остальные под гостиницей остались, то ли просто разбрелись по окрестностям, спасаясь от жары. В общем, на ступеньках стали живой стеной человек пять коммунистов, возрастом помладше, весом побольше. Стоят себе, по сторонам смотрят, но никому пройти в здание не дают. Только подойдет националист, попросит отойти, а ему в ответ: «Где хочу там и стою, никого не трогаю. Вам надо пройти, так вы меня обойдите». А как обойти, если они плечом к плечу стоят, да каждый одно и то же отвечает?
Впрочем, все кто действительно хотел попасть внутрь, обходили крыльцо и свободно шли через боковой вход. Только несколько идейных свободовцев пытались прорваться напролом. Особенно смешно смотрелся юноша бледный со взором горящим и с худющей, прямо-таки цыплячьей шейкой, который, выставив вперед локоть, с разбега бросился на спокойно стоящих кпушников, которые раза в два были тяжелее его. Конечно, многие законы у нас в стране можно обойти, но только не законы физики, в полном соответствии с которыми после столкновения именно худосочный националист отлетел назад, да еще запутался в собственных ногах и шлепнулся на землю. Чем поднял настроение всем, наблюдавшим за его действиями.
Периодически между свободовцами и их оппонентами начинались дискуссии, быстро перерастающие в перебранку. По логике событий перебранка должна была переходить в драку, но у меня сложилось такое впечатление, что обе стороны соблюдали негласный договор не доводить дело до настоящего мордобоя, хотя несколько раз начинались потасовки.


Например, на лестничной клетке в бизнес-центре минут пять трое свободовцев спорили с парой ребят в красных футболках. Не то чтобы активно, скорее так, чтобы скоротать время до приезда Фарион. Вдруг появляется новый нацист в черных очках и камуфляжном рюкзаке. Этот разговаривать не захотел и сходу бросился на коммуниста, которого попытался столкнуть с лестницы.


Сразу же ему на помощь кинулось еще человек пять, которые стали выталкивать соперников и отбирать у них флаг.


И тут мы стали свидетелем одного интересного превращения. В здании уже находилось немало журналистов, однако у нас в городе акул пера не так уж много, все мы друг друга знаем хотя бы в лицо. А тут вдруг появляются несколько новых лиц, и все как на подбор - парни. Откуда они? Я уже решил, что у нас открылся какой-нибудь новый сайт, но разгадка вскоре нашлась. Один из них в щегольской шляпе и с бейджиком «пресса» на груди уже примерно час бродил по зданию. Как только началась потасовка, он кинулся на помощь свободовцам и вцепился в парня, которого уже и так месили двое нацистов. Прикрываться журналистским удостоверением для драки - это вообще-то весьма подленький прием. Тут уж я не выдержал, подошел и легонько так прикоснулся к «лжежурналисту», а он как заверещит: «Нэ чипай мэнэ!». Никогда бы не подумал, что немаленький и крепкий на вид парень может издать такой тонкий, почти девичий крик. Пришлось ему вежливо сказать: «Как журналист журналисту говорю, отойди в сторонку и не вмешивайся! Или сними бейджик и тогда дерись как частное лицо!» Расставаться с дающим защиту статусом наш герой не захотел и поспешно ретировался. Тем более, что коммунистов уже задавили численностью, смяли и почти вытолкали.


В оранжевом лже-журналист

Националисты действовали весьма агрессивно, но когда один из свободовцев ударил оппонента, его тут же застыдили: мол, ты чего это ты дерешься? Он тут же осознал вину и в дальнейшем только толкался. Так что хоть потасовки со стороны выглядели весьма брутально, на самом деле все было довольно безопасно для участников. Разве что один раз фарионовец взял своего соперника на удушающий прием, и коммунист стал краснеть и задыхаться. Пришлось крикнуть: «Журналисты, снимайте, как человека душат!». Увидев внимание к себе, националист тут же отпустил свою жертву.
Наконец-то приехала Фарион и, как я и предполагал, вошла с черного входа. Правда, и там оказалось несколько человек, которые попытались высказать львовянке всё, что о ней думали. Но охрана депутатши восприняла это как попытку не пустить их в здание и пошла на пролом. Саму Ирину вели почти бегом буквально в кольце активистов, плотно прижавшихся к ней.






Оттоптав ноги всем встречным, Фарион с соратниками вошла в конференц-зал. И тут выяснилось, что местные свободовцы забыли принести своей гостье микрофон, из-за чего ей пришлось чуть ли не кричать. Кроме того, подобранное помещение оказалось очень жарким и душным, а проветрить его заранее опять-таки никто не догадался. В общем, встреча происходила в условиях, напоминающих парилку, что сильно нервировало всех присутствующих. Вдобавок, когда в зал попытались войти коммунисты, на них кинулись свободовцы и стали их выталкивать. Получилась свалка и неразбериха. Один из националистов в запале применил электрошокер.


Пришлось вмешиваться милиции, которая вывела всех, кто не нравился свободовцам. Лишь после этого Фарион пожаловалась, что её чуть не разорвали на входе и начала презентацию своей книги.
Не давая возможности задавать вопросы, львовянка говорила и говорила, словно читала лекцию студентам. Периодически пыталась шутить и читать стихи. Собственно, что она скажет, было известно заранее всем, хоть немного знаком с украинской политикой. Но её фанатам услышанное нравилось. А уж когда Фарион начинала льстить им, говоря: «Я прилетела сюда как коренная львовянка, чтобы сказать вам: я не умею, не хочу и не буду жить без Донецка» или «Донбасс - это крепость украинского духа... Только ваш край способен был привести в мир уникальные фигуры Василия Стуса и Владимира Сосюры», собравшиеся разражались аплодисментами и криками «Слава Украине!». Также Фарион расхваливала одну местную националистку, которая в ответ рассыпалась в благодарностях депутатше. В общем, посторонним в этом милом ворковании националистов делать было нечего. Так что вскоре, сделав нужное количество фотографий, журналисты стали расходиться, из-за чего количество людей сразу же уменьшилось вдвое.
По окончании монолога Фарион приступила к продаже своей книги, которая на проверку оказалась скорее толстой брошюрой в дешевом мягком переплете. Как подсказывает опыт, в типографии такая книжка будет стоить максимум гривен пятнадцать, но депутат брала за каждый экземпляр по 50 гривен. Однако донецкие активисты Свободы не жадничали, платили назначенную цену. Так что Ирина Фарион еще и неплохо заработала на своих последователях. Поинтересоваться, платит ли она налоги с этой коммерческой деятельности, никто так и не рискнул.
Что можно сказать о самой Фарион? Если кто-то ожидал увидеть яростную националистическую валькирию, то он, наверное, разочаровался. Обычная женщина почти пенсионного возраста, немного экзальтированная. При внешнем благополучии можно было понять, что ей было нелегко находиться в Донецке. Ее усталость и нервная напряженность доходили до краев и периодически прорывались наружу. Сложно сказать, насколько она верит в бандеровскую идею, активная эксплуатация которой позволила ей стать депутатом и начать неплохо зарабатывать. Наверное, верит. Хотя возможно, что постоянный эпатаж с нацистским душком для перешедшей полувековой рубеж Ирины Дмитриевны - это все же просто стремление привлечь к себе внимание, почувствовать себя интересной людям.
Вместе с тем, готовность Ирины Фарион шокировать публику явно была использована для создания политтехнологического проекта «ВО Свобода», в раскрутку которого вложены серьезные деньги. Ведь уже сейчас «борцы за свободу» в тандеме с их оппонентами ведут активные закулисные игры, которые должны дать эффект на выборах 2015 года. По данным социологических прогнозов, Янукович сможет выиграть следующие президентские выборы только в случае, если во второй тур против него выйдет радикальный нацист. Ведь при таком раскладе сил большинство населения предпочтет видеть во главе страны действующего гаранта, а не агрессивного фанатика, окруженного уж очень специфичными соратниками. Так что Фарион своими поездками по стране только мобилизует электорат Партии Регионов. Не зря же в Донецке её встречал Ефим Звягильский.
Сергей Бунтовский, "Донецкий Кряж"

Previous post Next post
Up