Всё, о чём пойдёт речь в данном очерке, я уже (в принципе) описывал в постах про
Ту-154Б и
МиГ-29 (пп. 2-6). Поэтому постараюсь сосредоточиться только на моментах, которых не касался ранее. Конечно, вот прямо так, как разрисовано ниже, я не действую. Но это попытка показать процесс, происходящий в голове во время самого простого, с одной стороны, и самого ответственного, с другой, этапа.
(2000x500)
Простой он потому, что не нужно копаться в источниках, а сделать только то, что, опираясь на опыт, можно за пару минут нарисовать карандашом. Ответственный - потому, что именно от него зависит реалистичность восприятия изображения.
За время, пока расписывал этот пост, я успел нарисовать несколько полноценных боковиков (хотя я и считаю их ещё не законченными). И, в режиме “плодотворной работы” я, конечно, никаких изолиний не простраивал, а рисовал фактически сразу то, что на конечной картинке. Здесь вопрос только в том, видишь ли ты их сразу, или тебе надо их прочертить. Так как светотени повторяют (в данном случае) стрингеры, то, просто, необходимо придерживаться их.
(2000x500)
Здесь красным цветом обозначены изолинии самой яркой освещённости, зелёным - базового цвета, а синим - наибольшее затенение.
Исходя из этого, объём разбит на участки перетекания. Первый раз разбиваю фюзеляж по длине. Это ради более точного регулирования освещённости носовой и кормовой частей. Ну и, с прицелом на переделку в Ту-154Б.
(2000x500)
В пределах вышеобозначенных участков перетекания “от светлого к тёмному” выглядят следующим образом (количество шагов, для наглядности, уменьшено до 5-ти):
(2000x500)
Вот, как это же изображение выглядит без обозначения “участков”:
(2000x500)
Конечно, получившиеся формы имеют “изгиб” только в одном направлении. Чтобы задать вторую составляющую кривизны надо к образующим применить градиентную заливку. Проще показать это на примерах.
Носовой обтекатель:
Воздухозаборник среднего двигателя:
В итоге получатся такая картина:
(2000x500)
Надо отметить момент о непостоянстве яркости изолиний, который в моём посте про Ту-154Б звучит как: “… так как части этих линий имеют разный угол наклона по отношению к лучам света, то и их яркость будет чуть-чуть разной …но, в большинстве случаев … можно и пренебречь”. Есть ещё и другой фактор - отражение. В местах, где отражается небо прилегающее к солнечному диску оно будет намного светлее, чем в тех местах, где отражаются другие участки неба. Большей частью это касается изолинии яркой освещённости, которая будет наиболее неравномерна.
Таким образом, вся суть приёма сводится к тому, чтобы расчленить объект на поверхности, двоякую кривизну которых можно показать простым перетеканием в одном направлении и градиентом в другом (“перпендикулярном”) направлении. Так можно нарисовать поверхность любой сложности.
P.S. С учётом сравнительно небольшого разрешения итоговых изображений, зачастую незачем сильно членить сложные формы. Достаточно выявить форму одним перетеканием с градиентом. Вот, например, как нарисована законцовка крыла на Як-152: